Село Солнечное
Гуцан
 
Материалы раздела
Село. История
Фото из автомобиля
Гончар Гуцан
Сёла  района
Анновка
Андреевка
Березовка
Богородское
Богословка
Большеозёрка
Дмитриевка
Ерковцы
Ивановка
Кон-градовка
Крещеновка
Луговое
Некрасовка
Николаевка
Новоалексеевка
Новопокровка
Петропавловка
Правовосточное
Приозёрное
Ракитное
Семиозёрка
Солнечное
Среднебелая
Троицкое
Успеновка
Черемхово
Другие материалы
 
 
 
 
 
 
 
 

с. Солнечное Ивановского района

Живёт человек на земле, суетится и порою его заботы направлены на то, чтобы обустроить свой быт, и не подозревает, что рядом, есть удивительные люди, настоящие мастера своего дела.
Однажды я побывал в Ивановском историко-краеведческом музее на выставке Гуцана С.П. и увидел там множество прекрасных горшков, чашек, кувшинов, маленьких сказочных фигурок. Они были словно живые: узоры на глиняных изделиях излучали свет, от них веяло особой теплотой и обладали, какой - то необъяснимой притягательной силой. До каждого из экспонатов, представленных на выставке, хотелось дотронуться, подержать в руке, говорить и говорить о том, как это красиво…
Незабываемые впечатления от посещения выставки подтолкнули меня, и я захотел узнать, понять и почувствовать, каким образом казалось «самая бесполезная» и неплодородная порода земли превращается в великолепные творения рук человеческих. Что заставило семью Гуцан заняться изготовлением гончарных изделий и это в наше время, когда нет дефицита в красивой посуде? И наконец, познакомиться с очень необычной профессией наших далёких предков, приобщиться к эпохе ремесленного производства, изучить технологическую линию изготовления гончарных изделий. Кроме этого познакомиться с Гуцаном С.П., с человеком, который положил начало возрождению гончарного ремесла в районе. Поэтому, когда в музее Сергей проводил Мастер-класс я взял с собой внучку и несмотря на занятость пошёл в музей. Там я поближе познакомился с этим талантливым человеком.


Мастер солнечного круга

Мне попалась исследовательская работа краеведов ивановской школы. Думаю она будет интересна широкому кругу читателей.

Семья Гуцан

В Ивановском краеведческом музее мне удалось выяснить, что гончарный промысел имел место в Ивановской волости. В 1913 году на выставке, проходившей в г. Хабаровске в честь 300 - летия дома Романовых, житель Андреевки был удостоен за представленные гончарные изделия Похвальной грамотой. Им стал А.Шевченко. Попытка найти потомков этой семьи не увенчались успехом, но поиск продолжается.
На примере семьи Гуцан С.П. можно проследить возрождение гончарного промысла, познакомиться на практике с технологией изготовления гончарных изделий. В 2003 – 2008г.г. у краеведов Ивановской школы была возможность встретиться с мастером. Краеведы неоднократно выезжали на экскурсию в мастерскую Сергея Петровича.

Усадьба Гуцанов

Живёт Гуцан С.П. в с. Солнечное Ивановского района Амурской области. С виду обычная сельская семья. Но дом Гуцанов особенный: тёплый и светлый, он исключение из правил. Это не только домашний очаг, но и большая мастерская, в которой царит творчество, полёт фантазии. Сергей Петрович, Любовь Николаевна, Инга, Юлия и Надежда создают удивительные вещи, которые не только используются в быту, но и дарят нам радость общения с творчеством этой семьи. Во время встречи с семьёй Гуцан я убедился, что самым важным и главным звеном в этом творческом коллективе является Сергей Петрович.
Уроженец села Среднебелая, ему 50 лет. Закончил Среднебельскую среднюю школу. После службы в армии, уехал на Камчатку, куда переехали его родители. Устроился на работу в Елизово на керамический завод. Мастерство пришло не сразу. Этому ремеслу в конце 70 – х годов XX века обучался Сергей Петрович Гуцан у именитых мастеров объединения «Гжель» в Подмосковье. Увлёкся гончарным ремеслом. Работая на заводе 9 лет, стал гончаром высшего 6 - го разряда. Там познакомился с Любовью Николаевной. По образованию, она художник – оформитель. Окончила художественное училище в г. Владивостоке.
Сложился творческий семейный союз.
С особой теплотой и благодарностью вспоминает Сергей Петрович о своём наставнике Серёгине Валентине Михайловиче. « На удачу познакомился с ним на курсах – умнейшим и опытнейшим технологом гончарного производства. У него учился обработке глины, технике и методам этого искусства…». По крупицам собирал учебный материал и совершенствовал мастерство. Оборудовал на своём подворье мастерскую, вместе с женой делали прекрасную посуду, вазы. Участвовали в выставках декоративно – прикладного искусства. Пришёл успех, но пришлось переезжать с Камчатки, т.к. серьёзно болела дочь Юля. В1994г. семья Гуцан обосновалась, в селе Солнечное и всё пришлось начинать с нуля. По просьбе директора школы взялся за руководство кружка «Юный гончар». Почти четыре года учил изготовлению чудесных изделий из глины. В селе его называют «мастером гончарного круга». Но и здесь неудача – закрыли кружок. Сергей Петрович оборудует домашнюю мастерскую. Она представляет собой пристройку к дому, ещё не совсем достроенную. В ней располагается гончарный круг, печь для обжига, стеллажи и столы для
готовых изделий. Из общения с мастером, проработав литературу в районном краеведческом музее, я узнал, что гончарное производство состоит из нескольких этапов: подготовка глины, центрование, обжиг, глазурирование. Рассмотрим все этапы изготовления изделий из глины, изучение которых помогло многим нашим краеведам соприкоснуться с эпохой тех далёких лет, которые казалось, ушли безвозвратно в далёкое прошлое.

3.Заготовка и подготовка глины к работе.

Гончарное производство в Амурской земле развито слабо, хотя земля наша богата глинозёмом. В Ивановском районе имеется промышленная глина в Ивановке, Среднебелой и в других местах. В XIX – первой половине XX – х веков на территории волости, затем района во многих сёлах местные жители занимались производством кирпича.
Сергей Петрович заготавливает глину всей семьёй. Процесс заготовки очень трудоёмкий, требует напряжения физических сил. Заготавливается сырьё летом или ранней осенью, т.к. в замёрзшей глине больше органических примесей, да и выбирать её в холод гораздо сложнее. Вручную, с помощью лопаты отрываются куски глины. Они разной формы и размера. С помощью рук всё грузится на машину. Затем ручной процесс разгрузки. Аккуратно, с любовью сложенные куски глины у входа в мастерскую. Из рассказа Гуцана С.П., и изучив содержание промывающейся глины, проработав специальную литературу, я узнал о технологии подготовки глины к работе. Первым этапом обработки глины становится её измельчение. Сначала дробят крупные комья глины, затем разбиваются более мелкие и, наконец – небольшие. Используют топор, молоток и т.д. Затем с помощью сита для муки, просеивает глину. На этот этап подготовки глины уходит весь день.

Подготовка глины к работе - это ручной, трудоёмкий труд,
требующий терпения и большой любви к своему делу.

Заготовленную глину Сергей Петрович промывает и удаляет из неё различные примеси. Для этого он помещает глину в специальную ёмкость, заливает водой и тщательно размешивает до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а всевозможные мелкие примеси: соломинки, корешки, травинки всплывут. Аналогично, этот этап в подготовке глины использовали и наши далёкие предки. Если глину тщательно не промыть, то крупинки повлияют на качество изделий: неровная поверхность, появление трещин. Затем её перекладывают в широкую посуду. Некоторое время она сохнет, затем её необходимо тщательно перемешать и долго уминать, используя силу мышц рук. Глиняная масса должна обладать и хорошей пластичностью и достаточной плотностью, чтобы её можно было вытягивать и изгибать во время работы на гончарном круге и при лепке ручек, носиков, украшений. Пластичность улучшается, если объём сухой глины уменьшить, а объём жидкости увеличить. Наблюдая за работой Сергея Петровича и работая на гончарном круге, я и мои предшественники краеведы убедились, что существуют определённые пределы содержания воды в глине. Слишком большое количество воды делает глину настолько мягкой, что её невозможно использовать, а недостаток жидкости делает глину твёрдой, что с ней невозможно работать. Пластичная глина способна растягиваться без разрывов, не крошится и выдерживает собственную массу во время изготовления изделий. Кроме этого, она должна позволять изменять её форму с помощью осторожного, лёгкого надавливания. И, действительно, чтобы глина достигла такого состояния, мне пришлось, напрягая мышцы нагревая руками, её разминать продолжительное время, используя физическую силу рук, использовать стол как опору, проявляя долгое терпение. Перед началом работы разминая руками глину, нужно удалить из неё полости с воздухом. Убедился, что это ни так легко и быстро. И только большая любовь к своему ремеслу, профессионализм позволяют Сергею Петровичу, проявляя терпение и упорство готовить глину к работе.

4. Инструменты мастера и технология изготовления изделий.

Для лепки нужны различные специальные инструменты, прежде всего, стеки. Стеки вырезают из твёрдой древесины: груши, яблони, берёзы. Для влагоустойчивости стеки протирают льняным или другим растительным маслом. Один из стеков имеет рабочую часть из стальной проволоки для срезания лишней глины. Для изготовления лепных изделий основным инструментом являются пальцы. Сосуды сложной формы Сергей Петрович изготавливает на гончарном круге. Гончарный круг бывает трёх видов: ручной, ножной и электрический. Гуцан С.П. работает на электрическом. Как рассказал Сергей Петрович изготовить его можно своими силами, используя вместо станины старый стол или столярный верстак. Электродвигатели могут быть самыми различными. Но лучше взять двигатель от машины – он снабжён педалью для регулирования скорости вращения. Круг рабочий диаметром 25 – 30 см можно изготовить из бронзы, алюминия или пластмассы. Можно изготовить круг из многослойной фанеры, доски, деревоплиты, пропитав его на несколько раз горячей олифой. Круг должен вращаться со скоростью 300 – 350 оборотов в минуту. Вращение происходит против часовой стрелки. Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись терпением. Убедился, что только после хорошей тренировки возможно изготовление простейших сосудов небольших размеров. Как говорит дочь Юля: «Работа на гончарном круге – мужское дело». Наблюдение за работой мастера и изучение литературы по гончарному производству позволило мне выделить следующие этапы формовки сосуда на гончарном круге.
Центрирование – это сложная работа. Глину нужно положить на круг строго по центру. Руками, придав куску глины форму, близкую шару, резким движением бросить точно на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу. Сергей Петрович, закрепив глиняную массу, включает мотор и, смочив руки водой, окончательно закрепляет глиняный шар, чтобы при вращении круга он казался неподвижным. Затем глину проминает на гончарном круге.
Для этого её то-вытягивает в высокий конус, то снова придаёт ей первоначальную сферическую форму. Эту операцию повторяет несколько раз. Из промятой глины удаляются воздушные пузырьки, и она снова становится плотной и однородной. Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов – цилиндр. В середине глиняной массы, плавно нажимая большими пальцами, мастер делает цилиндрическое углубление. Постепенно расширяя его. Доводит диаметр до требуемых размеров. Остальными пальцами формует внешнюю стенку цилиндра. Крупные цилиндры вытягивает двумя руками, одна находится внутри цилиндра, другая – на внешней стороне боковой поверхности.
Руки, между которыми должна находиться стенка цилиндра, двигаются от дна вверх, добиваясь получения тонкой стенки постепенным сближением рук. Руки мастера – гончара, обращены ладонями к поверхности цилиндра. Сергей Петрович смачивает руки водой, чтобы они хорошо скользили и не рвали глину. Из готового цилиндра он формует задуманный сосуд. Вначале лепит основание, затем мягко надавливает пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно расширяет его. Руки внутри цилиндра и руки на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате получается тулово кувшина. Затем точно также, только надавливая с внешней стороны, формует плечо и шейку. Завершает изготовление кувшина лепкой венчика.

 

Воду, скапливающуюся в сосуде, мастер убирает губкой, которую на проволочном крючке или рукой опускает на дно сосуда. Убрать воду необходимо, т.к. в процессе изготовления изделий, скапливаемая вода делает сосуд непрочным и недостаточно красивым. Готовый сосуд Сергей Петрович срезает с остановившегося круга проволочкой с ручками или леской, имеющей ручки. После окончания формования изделия (ещё во влажном состоянии), мастер наносит на его поверхность текстурный орнамент. Либо использует приёмы рельефного орнамента. Авторство закрепляется особой печатью, знак выдавливается на дно влажного изделия. Теперь изделие можно декорировать, но это будет новый этап в творчестве мастера

Гончар Гуцан


Эта работа дала многое, во - первых, я и краеведы смогли познакомиться с технологией изготовления гончарных изделий, попробовали работать на гончарном круге. Убедились в том, что, овладев мастерством гончарного производства, в кустарных условиях, за считанные минуты руки человека творят великолепное чудо. Работа над этой темой, положила начало новой экспозиции в кабинете «Летопись школы» - «Мастерами славится район». Наконец мы познакомились с замечательным человеком. Сергей Петрович готов поделиться своим мастерством с любым, кто заинтересуется гончарным производством.
Для того чтобы заниматься этим видом творчества, недостаточно иметь желание и быть профессионалом. Необходимы и такие условия, как наличие глины, дешевые энергоносители, доступная возможность заготовки дров, иначе такое ремесло станет просто разорительным. Не все эти условия есть в Ивановском районе. А значит, таким мастерам нужна поддержка со стороны государства и представителей местных властей.

Гуцан С.П.

О щедрости его души, мастерстве, душевной неподкупности написал в своих стихах мой друг из города Зея Александр Коротков.

Гончар
01.04.2017
Гуцану Сергею Петровичу
гончару из с. Солнечного посвящаю


Для тонкой чувственной работы
Нам не нужны большие обороты…
И мощь сверх меры не нужна –
Здесь точность линии важна!

Твой лучший друг – гончарный круг!
Шлифует глина кожу рук,
Порой сдирая до костей
Упругой мягкостью своей!

И глина – этот прах земли –
Вдруг обретает содержанье,
И форма плавно изнутри
Послушна нежному касанью.

Но вот кувшин уходит в печь
И, прокалившись до предела,
Теперь сто лет не будет течь:
Здесь качество – святое дело!

Вращенье круга мысль кружит…
И в редкий час отдохновенья
Перо торопится, бежит
По волнам строк стихотворенья.
Талант всегда не однобок:
Он в лепоте твоей гончарной
Он в парадоксах рифм и строк,
И он же твой удел коварный:

Затянет в дело по душе –
Из плена вырваться нет сил!
И ты зависимый уже
От глин, бумаги и чернил!

Талант – он есть иль нет его,
Но ты талантом так отмечен,
Что земляками ты замечен:
Прославил ты своё село!

Себя в керамике нашёл –
Талант тебе – закон и право!
И ты своей дорогой шёл,
И ни налево, ни направо!

И долго будут жить твои
Дедки и бабушки из глины.
Творить умеешь? Так твори
Народу дивные картины!

Уж коли Бог поцеловал
В макушку мальчика когда-то –
Тебе он часть души отдал!
И он же требует возврата!

 


Главная | О проекте | О сайте | О авторе | Предисловие | Портфолио| Контакты | Гостевая
Фото | Спорт | Памятники | Мероприятия | Чёрный юмор | Предприятия | Стихи и песни | Тесты и викторины | Скачать
История района | Знаменательные даты | Район сегодня | Юбилей | Полезные ссылки

Copyright © 2003-2020 Gralkon. Александр Грабор. Все права принадлежат их владельцам!
Все кто сюда зашел, может безвозмездно смотреть, читать или же распространять материалы этого сайта, как в электронном так и в печатном виде...
Думаю это только послужит на пользу нашему селу! Активная ссылка на источник обязательна!
http://f92468c3.beget.tech/ Сайт "Ивановский район."

Пишите: gralkon@yandex.ru