ИСТОРИЯ СЕЛА БЕРЕЗОВКА
Первое упоминание о Березовке даётся в «
Географическо - статистическом словаре Амурской и
Приморской областей, со включением некоторых пунктов
сопредельных с ним стран», составленных
преподавателем Благовещенской мужской гимназии
Александром Кирилловым: « Деревня Березовская –
деревня Амурской области Черемховской волости, в
долине левого берега Зеи, в 8 верстах от реки и 47
верстах от Благовещенска, основана раскольниками в
1861 году и в 1970 году состояла из 8 дворов и 39
душ обоего пола. В 1974 году все жители этой деревни
выселились в другие места, в 1880 году снова здесь
поселились переселенцы из Полтавской губернии в
числе четырёх семейств из 28 душ обоего пола, к
которым приселились позднее другие.
Из дневника Игнатенко Е.М. – уроженца с. Березовка
(годы жизни 1903 -1991)
В 1889 году из Кобелякского уезда той же губернии приселилась 1
семья из 11 душ. В 1891 году из того же места – 2 семьи из 8
душ. К 1891 году в деревне числилось жителей 146 мужского пола и
133 женского пола. Имелось дворов 42, запасный магазин, лошадей
96, крупного рогатого скота152. Надел земли 4925 десятин.
Население по вере -
православное. Главное занятие- земледелие».
В 1894 году издано исследование Г р у м - Гржимайло: « Описание
Амурской области» «Деревня Березовка на Зейском лугу, близ
озера, в пятидесяти верстах от города». Из него мы узнаём, что
селение построено просторно, были не значительные пожары.
Жителей проживает 332 души, крестьяне. Земли: усадебной с
выгонами -830 десятин, покосов –1330, пахотной с залежами –
более 500 десятин.
Под посевами: ярицею - 114 десятин, пшеницею -135, овсом - 122,
ячменём -19, гречею –3, просом – 5, льном – 1, коноплёю-7.
Крестьяне занимались бахчеводством. На 5 десятинах выращивали
арбузы, дыни для собственного потребления и для продажи в город
Благовещенск. Скота : лошадей 180 ( 132 рабочих), крупного
рогатого скота – 112 (коров 41, быков -14, волов – 23), свиней
-200.
Ремёслами в селение занимаются: портных 2, сапожников -1,
плотников -5, ткачих -10».
Из приведенных выше источников мы узнаём, что первые поселенцы (
молокане) для посёлка облюбовали место по взгорью, тянувшемуся с
севера на юг, где он обрывается оврагом, за которым в настоящее
время находится кладбище. Это бывший берег реки Зея.
Березовка была основана в 1861 году раскольниками (они же
молокане). Трудно было обживаться приезжим переселенцам
(молоканам) на месте села Березовки. Молоканам запрещала религия
употреблять в пищу молоко и свинину. Они занимались разведением
домашней птицы. Птицу: кур, гусей, уток молокане привезли с
собой. Место, где расположено селение Березовка, было выгодным
для разведения птицы, так как вокруг было много озёр. А ещё они
занимались земледелием. Позже появились ещё переселенцы, которые
привезли с собой домашних животных: коров, лошадей, свиней.
В 1870 году Березовка состояла из 8 дворов и 39 человек
населения .
С 1885 года началось массовое государственное переселение с
Украины.
Переселенцы стали селиться около молоканской Березовки. Молокане
враждебно встречали переселенцев – украинцев, исповедующих
религию русской православной церкви, и всячески их притесняли,
поэтому приезжие переселенцы селились на том месте, где сейчас
находится аптечный склад и далее на юг до нынешней территории
элеватора.
В 1895-1896 годах сюда прибыло так много семей для поселения,
что молокане начали продавать свои строения, и уезжать в другие
места, где организовывали молоканские поселения ( Тамбовка,
Полтавка, Жариково и др).
В 1891 году в деревне насчитывалось 42 двора, жителей 146
мужского пола и 133 женского пола. Основным занятием было
земледелие и скотоводство.
С 1901 года правительство стало активно переселять за
государственный счёт безземельную бедноту, из центральных
губерний. В 1891 году число дворов увеличилось до 53. Население
уже составляло 414 человек.
В 1911 году население составляло 642 человека.
Официально год основания села признан 1880г.
С ростом населения сокращались земельные наделы, между
крестьянами возникали сложные отношения. Одни имели крепкие
хозяйства, другие – бедствовали. Часто сенокосы и хлеба заливало
водой.
Местное население в избытке обеспечивало себя хлебом и семенами
ярицы, яровой пшеницы, овса, ячменя, проса. Производили горох
для собственного потребления, но опыты по разведению кукурузы не
увенчались успехом. В огороде сажали картофель, капусту,
морковь, репу, свеклу, подсолнечник. Охотой занимались мало,
рыбу ловили для себя.
Дворы были выстроены из леса соснового, лиственного,
сплавляемого по Зее. У украинских переселенцев деревянные избы
обмазывались глиной. Крылись строения тесом, дранью и соломой.
Камень и кирпич для постройки применяли очень редко, а для печей
большей частью приготовляли из глины сырец. Кроме земледелия,
огородничества, , пчеловодства, животноводства крестьяне
занимались извозом, торговлей излишками продуктов.
По справочным ценам на перевоз груза и тяжестей, продуктов и
материалов, существующих в Амурской области, извоз от деревни
Березовка до города Благовещенска на расстояние 45.5 версты
стоила от 14 до 13 копеек. Из ведомостей по справочным ценам на
провиант, фураж и материалы по волостям Амурского округа узнаём,
что цены в селениях Ивановской волости были гораздо выше, чем в
селениях Черемховской волости. Так дрова, берёзовые в селение
Ивановском можно было купить по цене 4 рубля за сажень, а в
деревне Березовке за 1 рубль.75 копеек, масло скоромное
соответственно за 16-15 рублей. Плата работнику тоже была ниже,
выгоднее было наниматься на работу в Дмитриевке, Ивановском,
нежели в Семиозёрском, Черёмушках.
В 1915 году в Березовке имелось 99 дворов с населением 810
человек. В хозяйстве селян – 508 лошадей, 306 голов крупного
рогатого скота, 360 свиней, 2020 десятин посевов. В Березовке
одна школа, четыре торговые лавки. Мельниц нет. Это данные
официальной статистики. Использованы они в статьях: Л.А.
Суржиной, археографа госархива « Точка на карте. Из истории
Березовки» и Н. Адаменко, научного сотрудника Ивановского
филиала Амурского областного краеведческого музея. « Основано
близ березовой рощи». А вот оживить запечатленные события тех
далёких лет помогают семейные архивы.
В семейном альбоме жительницы села Березовка Мироновой Галины
Алексеевны, хранится дневник Игнатенко Евтихия Михайловича - её
дяди, фотографии рода Игнатенок - первых поселенцев нашего села.
В своём дневнике Евтихий Михайлович описал не только историю
своего рода, но и историю нашего села, нашей родины.
Из воспоминаний дочери, Игнатенко Евтихия Михайловича, Зубакиной
(Игнатенко) Галины Евтихиевны: « Мой папа из рода Игнатенко. Он
родился в селе Березовка в день Святого Евтихия, поэтому его
нарекли Евтихием. Он был в семье пятым ребёнком. С детства его
тянуло к знаниям. Всегда учился только « отлично, и по жизни его
называли «ходячая энциклопедия». Он окончил церковно-приходскую
школу в Березовке, учился в Черемхово, потом учительскую
семинарию и Владивостокский Восточный университет».
Основоположником фамилии Игнатенко является казак Игнат по
кличке Бородатый. Он был участником войн за воссоединение
Украины с Россией под руководством Богдана Хмельницкого, а потом
поселился в селе Пристромы, недалеко от города Переяславль –
Хмельницкого.
Бабушка Анна и дед Михаил приехали в Березовку молодыми с отцом
и дедом - Павлом Афанасьевичем. Они прибыли из Полтавской
губернии, Афанасий остался на Украине. В результате раздела
земли, принадлежавшей его отцу Кириллу Андреевичу, правнуку
Игната Бородатого, Афанасий остался безземельным бедняком и
потому своих четырёх сыновей – Павла старшего, Акима, Евмения и
Павла младшего – отправил на освоение амурских земель».
А вот как об этом пишет Евтихий Михайлович: « Путь переселенцев
был очень длинный и трудный. Я много раз беседовал со своим
дедом и отцом, да и с другими многими переселенцами об их жизни
в центре России и о путевых трудностях. Тогда не говорили «центр
России», а употребляли такое выражение: « Россия и Амур»,
«приехал из России на Амур».
«В результате моих разговоров с переселенцами и изучение
географии путей переселения, я написал поэму: « Великое
переселение».
«Давным – давно, ещё парнишкой
В Берёзовке – родном краю –
Не понаслышке, не по книжке
Поэму начал я свою.
А в сей поэме, мои детки,
Я хочу вам рассказать
О том, как жили наши предки
Много лет тому назад...
Наши предки раньше жили
В Переяславльском краю
Там они как волки выли,
Проклиная жизнь свою.
Лебеду да щавель ели
И ловили бубырей,
Потому, что не имели
Ни покосов, ни полей...
И не стали они мешкать
Хоть и страшен был их тур,
Всё равно решили ехать,
Тогда в моде был Амур...
Посидели на лежанках
И, пока без детворы,
На старинных бычьих санках
Подались на Бровары
А там, на станции вагоны
Уж приготовлены стоят...
Вот, наконец, ушёл их поезд
До Новгорода Нижнего
До того самого большого
Речного порта ближнего.
А там, на баржи пересели,
Перезнакомились с людьми,
И вниз по Волге, вверх по Каме
Так добралися до Перьми.
А от Перьми до Иртыша
Повёз нас поезд, не спеша.
И на другой, иль третий день
Они приехали в Тюмень.
Опять на баржи пересели,
Поплыли по Туре в Тобол,
А В Иртыше потом засели –
Поставили их на прикол.
Спустя пять дней на Обь приплыли,
Оставив справа город Омск,
И через двадцать дней прибыли
Они в сибирский город Томск.
От Томска до Сретенска путь был трудней,
Пришлось им в Томске купить лошадей.
Купили они и телегу и дроги
И двинулись в путь по таёжной дороге.
Манатки сложили на дрогах своих,
А сами плелись « на своих , на двоих».
И по таёжной каторжной дороге,
В Сибирской дальней стороне,
Дней через сорок, среди скал |
Они увидели Байкал.
И, протиснувшись вдоль реки, минуя скалы,
Поднялись на прибрежный вал,
Закричали: « Мы в восторге от Байкала!
Поднимай же за Байкал бокал!»
Покорим сибирскую природу.
А усталость – это чепуха.
Пьём как мёд байкальскую мы воду.
А в ведре из омуля уха.
Потом дружно запели, поднявши бокал;
Как-будто на этом уж ставилась точка:
«Славное море, священный Байкал.
Славный корабль омулёвая бочка»
И вот, налюбовавшись морем,
Напившись той водички, всласть
Они решили всё же вскоре
На Амур – батюшку попасть.
Теперь от озера Байкала
Было на выбор два пути:
Один был путь,- минуя скалы,
На пароходе перейти
Другой же путь – на лошадях
Вокруг Байкала надо ехать.
Там тяжко было на падях,
Их трудно было переехать.
А через скалы тоже: лужи
И камни, гравий и песок.
И всё же двинулись, где хуже –
Через скалы, кручи на Восток.
Да трудно было пробираться
То снизу вверх, то вокруг рвов.
Зато могли здесь наедаться
И ягод всяких и грибов.
Там всякой снеди изобилье,
Там много птицы и зверья,
Конечно и мошки засилье-
Даётся ягода не зря.
Хотя и трудно, но интересно
Вокруг Байкала объезжать
И, может быть даже полезно;
Им многое пришлось узнать.
Но, как бы ни было, а вскоре
Они, оставив гряду скал,
Последний раз взглянув на море
Кричали все: «Прощай Байкал!»
И дальше всех по Селенге
Пошли дорогой по тайге.
К Онону, к Шилке пробирались
Им тяжело здесь доставалось.
И пели, когда отдыхали
В прекрасных сосновых борах;
« По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах...»
И вот через триста и семьдесят дней
Они добрались до амурских полей.
|
От Сретенска до Благовещенска добирались на
плотах, а из Благовещенска в Березовку – на лошадях. Из
описанных воспоминаний видно, что путь переселенцев - Игнатенок
на « Амур» начинался и проходил: Из Пристрома Полтавской
губернии до станции Бровары, до Нижнего Новгорода, затем по
Волге, по Каме, до Перми, Тюмени, по Туре, Тоболу, Иртыщу, Оби,
Томи, до города Томска, Срежемска, вокруг Байкала , через долину
Селенги, по Онону к Шилке, к Сретенску по Шилке и Амуру до
Благовещенска.
Переселился Павел Афанасьевич Игнатенко в 1895 году. У Павла
Афанасьевича было три сына: Михаил, Евстафий и Леонтий. В 1898
году родился четвёртый- Ефрем. У Михаила Павловича было семь
сыновей и четыре дочери.
Род Игнатенко:
Родители: Михаил Павлович – 1871- 1947;
Анна Евстафьевна – 1870-1967;
Дети: 1. Константин Михайлович 1897-1987г;
2. Владимир Михайлович - 1970;
3. Евтихий Михайлович 1903 - 1991;
4. Андрей Михайлович 1904 -1984;
5. Федор Михайлович 1910 -1991;
6.Пётр Михайлович 1914 -1984;
7. Елизавета Михайловна 1993
8. Ефросинья ( Таисия) Михайловна 1912-1995гг.
В своём дневнике Евтихий Михайлович упоминает так же и о других
первопоселенцах нашего села. Это: Суржи, Крюки, Карацубы,
Сидоренко, Стороженко, Юрко, Калюжи, Пономори. Особенно надо
отметить, пишет Ефтихий Михайлович потомков первого переселенца
из Полтавской губернии Ивана Савельевича Юрко. Его сыновей:
Силантия, Павла, Фёдора, Куприяна и Константина. Эти люди
оказывали большое влияние на хозяйственную и духовную жизнь
села. Куприян и Константин содержали постоялые дворы и первыми в
деревни развели овец. Павел организовал торговлю в своём
домашнем магазине (лавочке). Он первый развёл пасеку и стал
разводить индюков. Федор отдал в аренду свой дом, для школы. Все
братья Юрко были предприимчивы и трудолюбивы. Занимались
земледелием, имели лошадей, коров, свиней, кур, гусей, уток и
индюков.
Далее Евтихий Михайлович описывает окрестности села.
«В те времена всё пространство Зейско - Бурейской равнины было
покрыто сплошными зарослями хвойных и широколиственных деревьев
и густыми кустарниками. Среди этих зарослей было много плодовых
деревьев и кустарников: яблоня, груша, черёмуха, боярка,
виноград, лимонник, калина, смородина, голубика, малина. Всё
пространство между поселением и рекой Зеей было царством
разнообразных ягод и цветов. Особенно поражали своей красотой
пять видов орхидей, которые росли между низкими кустарниками или
на полях, образуя большие плантации. И среди всего этого царства
цветов величественно и гордо росли одиночно на высоких стеблях
белые и розовые пионы и тигровые лилии.
В этих зарослях и на болотах и озёрах во множестве водилась
водоплавающая дичь и разные лесные птицы: рябчики, куропатки,
фазаны, гуси, кулики, лебеди. Лебеди гнездились и выводили
птенцов на Петропавловском озере, которое находится на западе от
кладбища и против Петропавловского бугра. Отношение жителей села
к лебедям было особо почтительным, но с 1905 года, говорили
старожилы, лебеди в окрестностях села никогда больше не
появлялись. Гнездились в окрестностях Березовки и журавли, цапли
между Большим и Казенным озёрами. Есть падь, которую называли
Журавлиной.
Во время Великой Отечественной войны в Призейских озёрах
появились ондатры, а в окрестностях деревни впервые ежи. Ондатры
расплодилось в массовом количестве, а ежи через десять лет
исчезли бесследно. В реке Зее, на участке, где она протекает
против Березовки, ловили таких ценных рыб, как калугу, осётра,
минога, лещей. Фонарщик Большепалов в 1944 году поймал калугу
весом 185 килограммов».
В 1880 году в деревне на углу нынешних улиц Красноармейской и
Вокзальной была построена часовня в честь Покрова пресвятой
Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, а Березовка
получила статус, деревни Семиозёрского прихода, и был установлен
престольный праздник на Покров пресвятой Богородицы, который
празднуется первого октября по старому стилю.
Такие престольные праздники устанавливались в каждом населённом
пункте. В Семиозерке престольный праздник на Николу зимнего 6-го
декабря по старому стилю. Престольный праздник, пишет Евтихий
Михайлович – это прекрасная и благородная традиция русской
православной церкви. Престольный или храмовый праздник
устанавливается в честь названия церкви в данном населённом
пункте. Иногда он устанавливается в честь выдающегося события,
происшедшего в этом поселении и празднуется в тот день (того
числа), когда произошло событие.
Во время построения часовни было отведено место для
православного кладбища на возвышенности, где впоследствии
находилась усадьба Василия Васильевича Середы.
Кресты на этом кладбище сохранялись до двадцатых годов XX века.
Новое кладбище было открыто в 1895 году. Там похоронены: Павел
Афанасьевич Игнатенко и его дочь Агафия Павловна, жена Стефана
Карповича Пикалова, Суржа Пётр, Карацуба Моисей, Крюк Емельян,
Юрко Иван, Родионов Тимофей и другие первопоселенцы.
В это же время был установлен крест за деревней в восточной
стороне, в 500метрах от огородов. Оттуда шла дорога на заимки.
Крест являл собой символ обращения православных к Богу, с
просьбой о ниспослании урожая на все посевы и посадки на пашне.
Каждый едущий на пашню, при подъезде к кресту, обязан был снять
головной убор и осенить себя крестным знамением
(перекреститься). Головной убор должны снимать мужчины, а
женщины должны надеть на голову платок.
Тогда же была сделана поскотина – ограда вокруг деревни, чтобы
скотина не могла выходить из деревни на пашни.
ВВ 1908 году была построена церковь, рядом с часовней, на том
месте , где в 60-х годах прошлого века был построен кинотеатр,
только чуть вдаваясь во двор. Между церковью и церковным забором
было пространство в пять метров, засаженное черёмухой, яблонями,
бояркой, липой и тополями. Строили церковь сами крестьяне
.Сначала навозили сосновых брёвен, в основном из зазейских
хребтов, через посёлок «Стекольный», ныне Новинка.
Церковь была простенькая, трёхкупольная, небольшая, без резных
украшений, с тремя колоколами разной величины. Колокольня была
невысокая. Внутри церкви были сделаны раздвижные перегородки,
закрывающие царские врата с иконостасом и алтарь.
Церковное здание в то время было окружено « первобытным» парком,
в котором густо произрастали белая и чёрная берёза, дуб, липа,
тополя, клён, карагач, черёмуха, яблони, осина и густой
подлесок: лиспедица, шиповник, орешник, ивняки. В этом парке
гнездились различные птицы. В летнее время здесь был непрерывный
птичий перезвон.
В юго – западном углу парка стоял общественный амбар, в котором
хранился страховой фонд зерна. В 1923 году в связи с законом
Советского правительства об отделении школы от церкви и церкви
от государства, церковь перевели в дом Моисея Прохоровича
Калюжи. Туда перенесли все иконы, престол бога Саваофа, Ковчег
Завета и царские врата
Этот дом до сих пор стоит на своём месте. Интересно описывает Евтихий Михайлович празднование 300 -
летнего юбилея царствования дома Романовых, в феврале 1913 года.
« В Березовской церкви был отслужен благодарственный молебен,
который закончился словием, муз. Глинки из оперы «Жизнь за
царя», которая сейчас называется « Иван Сусанин». Хором все
присутствующие пропели:
« Славься, славься, наш русский царь:
Господом данный нам царь- государь.
Да будет бессмертным твой царский род.
Да им благодарствует русский народ»
Затем священник с крестом пошёл из церкви на паперть храма, там
мужики поставили стол, а затем на него поставили большой ящик,
наполненный конфетами с кистями.
Священник брал конфеты в правую руку и бросал их в толпу,
собравшуюся перед церковью. А в это время учитель, Афанасий
Николаевич Лукашевич построил в стороне от толпы учеников в одну
линию и повёл их « гуськом» к стоящему рядом второму столу, на
котором был тоже ящик с конфетами. Около стола стоял псаломщик.
Ученики подходили по очереди к столу, и псаломщик давал каждому
по три конфеты. Когда кончились конфеты, священник поднял в руке
крест над головой и громким голосом произнёс: « Господи, храни
нам царя!», и все присутствующие запели гимн:
« Боже, царя храни!
Сильный - державный,
Царствуй на славу, на славу нам;
Царствуй на страх врагам.
Царь православный
Боже царя храни!».
После исполнения гимна священник объявил указ царя о награждении
юбилейной медалью дома Романовых за ревностное служение
отечеству Михаила Павловича Игнатенко».
ИИз биографии Михаила Павловича Игнатенко: Михаил был одним из
уважаемых людей на селе. Ещё в Пристромах окончил он начальную
школу и в Березовке оказался самым грамотным. В 1898 году был
избран сельским писарем. Он единственный выписывал газету,
покупал численники, календари и множество книг. По воскресеньям
в доме Михаила собирались крестьяне - он читал газеты, журналы,
рассказывал о событиях в стране. Был хорошим портным,
сапожником, скорняком, плотником, жестянщиком, почтарём,
землемером, огородником, садоводом и рыбаком-охотником. В 1906
году стал корреспондентом Амурской опытной сельскохозяйственной
станции, проводил метеонаблюдения и направлял материалы на
станцию. Писал статьи в газеты « Амурское эхо», « Земля и
сотрудничество». За активную просветительскую работу и участие в
опытной работе сельскохозяйственной станции Михаил Павлович в
1912 году был награждён серебряной медалью за усердие ив 1913
году - юбилейной медалью в связи с трёхсотлетием дома Романовых.
В 1907 году при разделе земли и установлении границ между
наделами топограф из Благовещенска пригласил Михаила Павловича
помощником - техником. С работой новый техник справился очень
хорошо и был награждён грамотой и самоваром.
При новом переделе в1917 году с поставленной задачей справился
уже сам, взяв с собой сына Владимира. Составили карту земельного
надела Березовки на белом холсте с озерами, болотами, рощами,
покосами и пахотными землями. Этой картой любовались старшина
волости и земельный начальник, и отправили её на выставку.
В 1923 году в селе открылся хлебоприёмный пункт, Михаил Павлович
работал там кассиром, а в1932 году был назначен заведующим
почтовым агентом, которое уже на следующий год победило в
социалистическом соревновании, и заведующего наградили патефоном
с 30 пластинками. Это был первый патефон в Березовке. По
праздникам и выходным его выносили на улицу и крутили до
позднего вечера.
ВВ 1914 год, начало Первой мировой войны. В России объявлена
всеобщая мобилизация. Из Березовки были призваны и отправлены на
фронт все работоспособные мужчины. А в 1916 году были призваны в
армию и отправлены на фронт большая группа юношей; среди них
Игнатенко Константин, Пономарь Даниил, Суржа Михаил, Мишкуров
Захар, Юрко Алексей, Сизоненко Пётр, Косогоров Владимир, Калюжин
Григорий, Максименко Алексей, Шаповалов Иван и др. Не вернулись
с той войны: Откидач Никифор, Пикалов Никифор, Максименко
Алексей, Игнатенко Пётр, Самойленко Прокопий.
Беда не приходит одна. Война является страшным бедствием для
людей, но вот через два месяца после начала войны люди узнали
вторую большую беду - все посевы зерновых были поражены
головнёй. Наступал явный голод. Люди должны были готовиться к
тому, чтобы жить без хлеба. Нужно было достать семян на посев в
будущем, 1915году. Вот тогда зажиточные крестьяне во всей Амурской области создали
товарищество взаимопомощи. Собрали деньги со всех членов
товарищества, избрали двух уполномоченных и отправили их в
Екатеринодар закупить там пшеницу и овёс. Уполномоченные
закупили зерно и отправили его по железной дороге на Амур. Так в
Амурской области появилась пшеница- кубанка и овёс «Золотой
дождь», пишет Евтихий Михайлович.
В южной стороне от Березовки, начиная от крайних домов
(Тонконога и Исенко) до 1914 года была огромная роща
протянувшаяся на юг до нынешней территории элеватора. На восток
до нынешнего залинейного посёлка, писал Евтихий Михайлович.
(Сейчас это улицы Восточная и Новая.) На западе роща доходила до
болота. Посреди этой рощи было круглое озеро, на котором
гнездилась водоплавающая дичь, а в воде была рыба: гальяны,
ротаны, вьюны, караси. В этой роще было много птиц, зверей, были
ягоды, очень много грибов и разнообразных цветов.
Благородные помыслы были у наших предков - сохранить
первозданную природу для грядущих поколений. На сельском сходе
эта роща была объявлена общественным заповедником. Строго
запрещалось рубить там деревья, рвать цветы и ходить туда с
собаками. Нарушителей сажали в каталашку и подвергали штрафу.
Так было до 1914 года.
Когда же началась война и все трудоспособные мужчины ушли на
фронт, в деревне остались одни женщины. Печи топили дровами, а
дрова заготавливали в хребтах за Зеей, и возили их зимой, когда
вода в Зее замёрзала. Женщины не могли заготавливать дрова за
Зеей. И вот однажды солдатки сговорившись, взяли топоры, пилы и
пошли рубить и пилить деревья в общественном заповеднике. Так за
1914 -1918 годы была полностью уничтожена эта уникальная роща,
потом высохло озеро, улетели птицы, разбежались звери.
В 1918 году, 18 октября Амурскую область оккупировали японцы. В
Березовке на железнодорожной станции дислоцировался отряд
японских солдат в количестве 60 человек. Их задачей было
охранение железнодорожного участка на 7 км от станции
Среднебелая и на 10 км по направлению к железнодорожному мосту
через Зею.
Тогда, бежавшие из Благовещенска большевики, под руководством
Ф.Н.Мухина стали организовывать партизанские отряды для борьбы с
японскими интервентами и белогвардейцами. В декабре 1918 года
через Березовку прошёл первый партизанский отряд под
командованием Кошкина. При его консультации и инструктаже в
Березовке был организован отряд подрывников под командованием
Андрея Павловича Юрко и начальника штаба Константина Михайловича
Игнатенко. Они активно начали действовать: сожгли несколько
деревянных домов и железнодорожных мостов, во многих местах
развели рельсы и спилили телеграфные столбы, порвали провода. В
Семиозёрке в это время организовался боевой партизанский отряд
под командованием Никандра Шолохова и начальника штаба Семёна
Меркулова. Отряд назвали « Неустрашимый». В этот отряд пошли и
березовцы: Перцевой Лука, Банин Прокоп, Банин Николай, Банин
Фёдор, луценко Пётр, Щёголев Стефан, Белан Димитрий, Иноземцев
Свирид, Сидоренко Пётр, Лукин Иван, Лукин Виктор, Игнатенко
Владимир, Бредихин Никита, Пикалов Василий.
Много интересных событий происходило в Березовке в первой
половине XX века. Галина Евтихиевна Зубакина (Игнатенко) в своей статье «Отечеству
служили ревностно», опубликованной в Строительной газете от 26
июня 2008 года, пишет, что в
1909 году жители деревни наблюдали на ночном небосводе комету
Галлея.
В В 1911 году началось строительство железнодорожной дороги от ст. Бочкарёво (Белогорск) до Благовещенска. Одновременно началось
строительство моста через Зею.
Первый автомобиль жители увидели в 1910 году, когда генерал –
губернатор Гондатти проехал по Красноармейской улице села
Березовки. Грузовые автомобили появились в 1930 году, первый
трактор в 1926 году, первый самолёт увидели в 1919 году. Первый
радиоприёмник на больших батареях появился в 1947 году, в это же
время было проведено и электричество. Свет давали до 23 часов.
В 1928 году началось строительство сахарного завода на
Петропавловском бугру. В Петропавловке было управление
сахарстроя, там же был открыт и магазин. Заведующим магазином
был Игнатенко Константин Михайлович. А В Березовке был построен
большой дом, где жил агроном Немченко - начальник опытной
станции по выращиванию сахарной свеклы. В этом же доме была
лаборатория, где проводились анализы сахарной свеклы. Опытное
поле располагалось между нынешним элеватором и пятым километром
автотрассы Березовка - Ивановка. До настоявшего времени
сохранились следы той деятельности - это тополя на трассе вблизи
моста через Грязнуху. Много израсходовано было средств на
сахарстрой. И вдруг, пишет Евтихий Михайлович пришёл приказ
ликвидировать всё, так как строительство завода переноситься в
Уссурийск .В семейном альбоме жительницы нашего села Пономарёвой
Галины Ильиничны храниться фотография семьи Немченко - агрономов
, из Москвы. Фотография была подарена на память, матери Галины
Ильиничны, Пономаревой (Бойко) Софьи Тимофеевны в 1929 году.
Софья Тимофеевна работала у них нянькой. Хорошие воспоминания
были у Софьи Тимофеевны об этих людях. Мама говорила, вспоминает
Галина Ильинична, что они были культурными людьми, много
работали, проводили опыты. В деревне их очень уважали.
В газете « Амурская Правда», в статье А. Табунова и Ю.
Климычевой: « С днём рождения Березовка!», говорится: « По
сведениям авторов энциклопедического словаря « Амурская
область», основали это село близ берёзовой рощи; потому-де так и
нарекли. (Характерно, что в другом географическом словаре нашей
области, выпушенном несколькими годами раньше , Березовка
именуется ещё и Берёзовкой)
Евтихий Михайлович пишет, что до 1935 года все называли село
Берёзовкой, делая ударение на букву «ё». В мае 1934 года
началось строительство 108-го склада. Когда военные приезжали на
разъезд Берёзовский, они говорили: « Станция Березай, кому надо
вылезай.» В дальнейшем это слово почему-то прижилось».
Сейчас наше село называют Березовка и мало кто знает и
задумывается о прошлом села, о его истории. Ушли в прошлое XIX и
XX века, но благодаря таким людям как тихий Михайлович
Игнатенко, мы сегодня знаем много интересного о своей малой
родине, о людях живших в то время, о их быте, обычаях и
традициях. Бережно хранят воспоминания Евтихия Михайловича, его
дочь Зубакина Галина Евтихиевна и племянница - Миронова Галина
Алексеевна. Они родились и выросли в нашем селе. Многие события
проходили у них на глазах. Они знают и любят историю своей малой
родины и охотно делятся своими воспоминаниями.
Знакомясь с семейным архивом Игнатенок понимаешь, как важно
вести летопись, в которой через очень личные жизненные моменты
отражается жизнь страны. Как важно, чтобы память жила в каждом
из нас. Память о людях, которые временем и судьбой назначены нам
в родоначальники на правах кровных духовных пращуров.
Ресурсы:
1. Газета « Амурец»; Л.А.Суржина « Точка на карте. Из истории
Березовки» 10.11.1990г;
2. Газета « Амурец»; Н.Адаменко « Основано близ берёзовой рощи»;
05.08.1995 г.
3. Дневник Игнатенко Евтихия Михайловича – уроженца с. Березовка
( 1903 -1985 гг);
4. « Строительная газета» ст. Зубакиной Г.Е. « Отечеству служили
ревностно» 06.06 08г;
5. «Строительная газета» ст. Зубакиной ( Игнатенко) « Помним,
что мы одних корней».
14. 03 08г.
6. Газета « Амурец» ст. Н Кравченко « Роду нашему – быть!»
16.09.05г.;
7. Личные воспоминания Зубакиной ( Игнатенко) Г.Е, Мироновой Г.А
, Игнатенко Г.А, Пономарёвой Г. И – уроженцев села Березовка.
|