Шкарина Таисия Александровна.
Мне случайно попалась презентация о этой
замечательной женщине. Презентация очень красочная и
большая. На этой страничке я предлагаю посмотреть
фрагменты, рассказывающие о творчестве Таисии
Александровны. Автора я не знаю - если кто подскажет
с удовольствием укажу.
Лазоревые цветы с. Дмитриевка 1993г
Шкарина Таисия Александровна родилась 14
января 1935 года в Волгоградской области Урюпинского района, в
хуторе Булеково в семье потомственных казаков. В Амурскую
область приехала по комсомольской путёвке в 1955 году после
окончания Урюпинского учительского института как учитель
русского языка и литературы. Да так и осталась здесь на всю
жизнь.
Петь любила с детства, умение исполнять народную песню переняла
у казаков. «Бывало, казаки гуляют, играют песни, а мы, детишки,
слушаем. А иногда и вместе с ними подпеваем»,- вспоминает Таисия
Александровна. Обучаясь в школе и в институте, Таисия
Александровна участвовала в художественной самодеятельности. От
природы, обладая низким голосом, имея бархатистую окраску
голоса, могла петь и высоким голосом, раскрашивая песню. Она
говорит: «Куда поставят, там и пою. А девчонки всегда хотели
петь со мной рядом. Говорили, что ладно держу песню».
Приехав на Амурскую землю, продолжила играть казачьи песни,
особенно на свадьбах. Жила в Озерянском совхозе Белогорского
района, и односельчане приглашали Таисию Александровну быть
ведущей на свадьбах, на которых она вводила элементы из донской
казачьей свадьбы. И это людям очень нравилось.
Через всю жизнь казачка пронесла как девиз
дорогие ей строки Пушкина: «Мой друг, Отчизне посвятим души
прекрасные порывы!» А еще близкими оказались слова одной из
песен: «Куда бы нас Отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем
свое». В них Таисия Александровна словно разглядела свое
отражение. Всю себя общественным делам посвящала. Много лет она
была депутатом сельского Совета и возглавляла женсовет. В школе
проводила литературные вечера, вместе с детьми писала сценарии,
ставила спектакли, с которыми потом выступали перед жителями
близлежащих сёл. Сегодня бесчисленные Почётные грамоты и
благодарственные письма Таисии Александровны даже на трёх
столиках не умещаются!
…И снова затягивает Таисия Александровна «старинушку» и ведет ее
долгим, за душу берущим мотивом. Внимательно вслушивается
молодежь в ее песню, схватывает быстрый родной напев и начинает
подтягивать...
18 июня 2012 года в музее села Ивановка
Ивановского района в рамках областного творческого марафона
«Культура казачества: из века в век» состоялось открытие
выставки «Казачьи песни на Амуре». Открыли выставку бывшие
участники и бывший руководитель детского казачьего ансамбля
«Калинушка» Татьяна Дудина. Исполненные ими песни наполнили
мероприятие казачьим духом.
Почетным гостем стала Шкарина Таисия Александровна, руководитель
известного на всю Амурскую область ансамбля казачьей песни
«Лазоревые цветы» из села Дмитриевка Ивановского района. Таисия
Александровна стала одним из организаторов открытия выставки,
внесла большой вклад в ее развитие, передав в музей казачьи
костюмы, тексты казачьих песен, грамоты и благодарственные
письма своего коллектива.
Таисия Александровна- потомственная донская казачка, она
рассказала гостям выставки как начиная с 1975 года воссоздавала
казачьи песенные традиции, историю донского казачества в
Амурской области.
А в Дмитриевке казачка проживает,
Ее казачьим песням сносу нет.
10 апреля отмечают
“Лазоревы цветы” - им 35 лет.
Бегут как воды месяцы, года
С любовью эти песни прививали.
Отдача им огромная была,
Лауреатами вы трижды стали.
А Шкариной положено по праву,
За труд у ней наград не перечесть.
За это нынче Вам большая слава, |
“Лазоревым цветам” хвала и честь.
Работе отдан день почти до края,
А песне хватит только полчаса.
Пускай живут и душу очищают
Детей живые песен голоса.
Крепись, дерзай, твори, не уставая.
Прекраснее казачьей песни нет.
В одном тебя, коллега, уверяю:
Ты на земле большой оставишь след!
Е.И.Сазонова, с.Среднебелая |
Потомки казаков помнят великое
прошлое, бережно хранят созданные предками традиции и стараются
сохранить культуру казачества
Фольклорист, собиратель песенного наследия,
настоящая донская казачка - так называют руководителя ансамбля
"Лазоревые цветы" Таисию Шкарину, которая в январе этого года
отметила свое 70-летие и ровно полвека с того дня, как служит
самобытному музыкальному искусству. Найдется ли в нашей области
энтузиаст, влюбленный в казачью песню столь же крепко, как эта
маленькая, хрупкая женщина?
Семь десятков лет за плечами для нее вовсе не помеха, чтобы во
всю мощь петь, играть на гармошке и от души плясать-вжаривать на
сцене Дмитриевского ДК. А как иначе, если в душе огонь? Знает
Таисию Александровну, наверное, все Приамурье. Добиваться,
отстаивать, заявлять о себе в ее характере - отчаянном и
неукротимом. Такие не стареют! Когда на сцену сельского ДК со
свистом и переплясами выходят артисты Шкариной, кажется, что
переносишься на зеленую поляну лазоревых цветов. Такие нарядные,
яркие костюмы у амурских "казаков". А посреди них, словно
атаманша, Таисия Александровна в малиновом платье с белоснежным
платочком в руке запевает: "Из-за леса, леса копьями мечей..."
Всю свою жизнь потомственная казачка Тая по крупицам по всей
России, в том числе и с тех хуторов, где сама родилась и
выросла, собирала песенное богатство народа. Теперь уникальных
музыкальных произведений в ее коллекции-копилке насчитывается
больше пяти тысяч! Каждое и памятно, и дорого. Дань уважения
первым поселенцам на aмурской земле пришла из детства, ведь
родилась и выросла эта казачка на Дону, в Волгоградской области.
В Приамурье судьба забросила по комсомольской путевке в 1956-м,
после окончания Урюпинского учительского института. Здесь Таисия
обзавелась семьей и осталась на всю жизнь.
- Сколько себя помню, столько и пою! - улыбается юбилярша. -
Правда, на Дону песни не поют, а играют - голосом, словом,
движением. Для казаков это способ получить заряд энергии.
Недаром говорится: "Живут и душу очищают живые песен голоса".
Помню, как, бывало, казаки гуляют, поют, а мы, детишки, бегаем
из хаты в хату. То слушаем, то играем, то вместе с ними
запеваем. Тогда двери не запирались. Ох и голосили мужики. Да,
да, именно голосили - пели здорово. А вот у хохлов голосить,
значит, по мертвому плакать.
В памяти сельской певуньи осели и тяжелые воспоминания. Когда
пришла война, плачей по мертвым в округе было немало.
Шестилетняя Таисия
навсегда запомнила, как провожали казаков, играли трогательные
песни "Разродимая моя сторонка, не увижу больше я тебя", "Поехал
казак на чужбину", "Как на войну меня провожали, горько плакала
родная мать". А еще запомнилось, как прямо через хутора на
Сталинград шли колонны военных, как в июле 1942-го немец
подступил к городу, началась жестокая битва.
- На защиту Сталинграда встала вся страна, - вспоминает Таисия
Александровна. - Над нашими головами летели самолеты, которых мы
до жути боялись (мне до сих пор страшен этот воющий звук). Город
горел. Дым доходил и до нас, хотя мы находились от него за
четыре часа езды. Сталинград был разрушен дотла. Пусть молодые
поколения навсегда запомнят, как тяжело давалась победа.
Пожарище войны коснулось и семьи Таисии Александровны. Старшая
сестра Лена в 1940 году попала в фашистский плен. Над ней
издевались, остригли наголо и отправили в лагерь смерти
Освенцим. Недавно исполнилось 60 лет со дня его освобождения
нашими солдатами.
- На всю жизнь у моей сестры осталось горькое воспоминание о
пережитом ужасе - это номер "46236". Запомнила его и вся наша
семья. За три года Лена была истощена настолько, что после
освобождения не смогла сразу вернуться домой.
А когда она наконец объявилась, люди потянулись к нам со всех
близлежащих хуторов, каждый хотел услышать страшный рассказ.
Являлись даже те, кто прошел от Сталинграда до Берлина. Больше
месяца у нас не закрывалась дверь, - рассказывает Таисия
Александровна. Все пережитое настолько глубоко врезалось в душу,
что по окончании школы колебания в выборе профессии Таисию не
коснулись. Она уже не мыслила себя без истории и через несколько
лет окончила Урюпинский учительский институт.
Военно-патриотическое воспитание детей она, как классный
руководитель, а после воспитатель группы продленного дня,
ставила во главу своей педагогической деятельности. Сама
собирала по крупицам и оформляла в школе уголок боевой славы.
- Где бы я ни находилась, повсюду собирала материал на эту, по
сей день волнующую меня тему. С Мамаева кургана даже землю
привозила!
А еще руководитель ансамбля везла с собой частушки и песни,
сочиненные в окопах Сталинграда, а к Дню Победы разучивала их со
своими хористами.
Встреча в 1980 году в городе Еcентуки Ставропольского края с
летчицей 46-го женского авиаполка Александрой Поповой стала
одним из самых ярких событий в послевоенной жизни казачки
Шкариной. "Ночными ведьмами" фашисты называли таких, как
Александра Семеновна, - безрассудно смелых женщин, которые
летали на легковоспламеняющихся самолетах-"ласточках".
Завязалась увлеченная переписка, к которой школьная учительница
приобщила и ребят. За десять лет "ночная ведьма" прислала им
целую пачку писем и открыток, которыми Таисия Александровна
очень дорожит.
Через всю жизнь казачка пронесла как девиз дорогие ей строки
Пушкина: "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!" А
еще близки оказались слова одной из песен: "Куда бы нас Отчизна
ни послала, мы с честью дело сделаем свое". В них Таисия
Александровна словно разглядела свое отражение. Всю себя
общественным делам посвящала. Много лет она была депутатом
сельского Совета и возглавляла женсовет. В школе проводила
литературные вечера, вместе с детьми писала сценарии, ставила
спектакли, с которыми потом выступали перед жителями близлежащих
сел. Сегодня бесчисленные Почетные грамоты и благодарственные
письма Таисии Александровны даже на трех столиках не умещаются!
- Просто дети мне всегда попадались талантливые, - улыбается
она.
Подобное, как известно, тянется к подобному. Между тем через
коллектив Шкариной прошло немало детишек из семей многодетных и
малообеспеченных. Многих мальчишек и девчонок она заботливо
уберегала от соблазнов улицы, порочного безделья. Воспитала не
одно поколение артистов. А скольких селян влюбила в самобытную
казачью песню. Трудности Таисию Александровну не пугали никогда.
В течение десяти лет она работала со своим ансамблем на
общественных началах - за аплодисменты. Держалась на одном лишь
энтузиазме. Только в 1990 году, когда она по закону пошла на
заслуженный отдых, Ивановский отдел культуры принял Шкарину на
работу в качестве художественного руководителя ансамбля
"Лазоревые цветы". А два года спустя ему было присвоено звание
народного, которое коллектив не раз подтверждал. И снова
затягивает Таисия Александровна "старинушку" и ведет ее долгим,
за душу берущим мотивом. Внимательно вслушивается молодежь в ее
песню, схватывает быстрый родной напев и начинает подтягивать...
Мария Джус
ВОСПОМИНАНИЯ ШКАРИНОЙ ТАИСИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Рассказывать о своём жизненном пути нелегко, но молодому
поколению надо знать о тех, кто много пережил и выстрадал в годы войны,
преодолел трудности и невзгоды, как трудился, чем занимался в своей жизни. Через
два месяца мне исполнится 80 лет! Это много, поэтому вспомнить есть о чём.
Я, Шкарина Таисия Александровна, родилась 14 января 1935 года в хуторе
Булековском Урюпинского района Сталинградской области. Мои родители Гайдуков
Александр Иванович и Матрёна Фёдоровна колхозники, потомственные донские казаки.
В семье у нас было 8 детей, жили неплохо, но началась война с Германией, и жизнь
наша стала холодной и голодной. Мне было шесть с половиной лет, и я хорошо
помню, как провожали казаков на фронт, как играли старинные казачьи песни: «
Разродимоя моя сторонка, не увижу больше я тебя», « Как на войну меня провожали,
горько плакала родная мать», « Поехал казак во чужбину на своём добром коне
вороном, ему не вернуться в отеческий дом» и другие.
Вскоре полетели в хутор похоронки, и закричали, заголосили по - мёртвому казачки
- вдовы. Этот душераздирающий крик – плач врезался в мою цепкую детскую память
на всю жизнь. Началась битва за Сталинград. Через наши хутора шли колонами
воинские части, ехала военная техника. Всё устремилось на Сталинград. Туда же
летели над нашими головами немецкие самолёты. Мы очень боялись их жужжащий гул.
Потом бесконечным потоком шли к нам беженцы, и всем надо было дать что-то
съестное. И мы давали картошку, кукурузу, сахарную свёклу, всё, что выращивали
на огородах. Часто приезжали собирать на подвозах продукты специально для
фронта. И нам становилось всё тяжелее, хлеба почти не было. В домах стало
холодно, топить нечем. Летом мы делали кизяки из коровьего навоза, они высыхали
и зимой давали хорошее тепло ими тополи русскую печь, где мы спасались от холода
и днём, и ночью.
Сталинград горел, дым доходил до наших хуторов. И вот в разгар Сталинградской
битвы к нам стали мешками привозить окровавленное кровавое бельё. Наши мамы
стирали это бельё, а потом чистым отправляли его на фронт. Мы, малолетние дети,
носили воду, помогали мамам гладить бельё.
К концу войны я уже подросла и выполняла более трудную работу на огородах, на
колхозных полях. Всей школой ходили собирать колоски пшеницы и ячменя. Всего не
перечислить.
Закончилась война, стали возвращаться казаки, мало их вернулось, вдов и сирот
стало много. Каждого казака-фронтовика встречали всем хутором, гуляли, играли
казачьи и советские песни.
Мы, детвора, везде успевали, мы познавали жизнь с горестями и радостями.
Начались свадьбы. А свадьбы у донских казаков – это зрелищный праздник, на
который шли и взрослые, и дети, шли смотреть «молодых» и в доме невесты, и в
доме жениха. Этот обычай и сейчас сохранился на Дону. Детей посылали на русскую
печь: оттуда всё было видно хорошо. Угощали нас свадебными пирогами с яблоками.
На свадьбах играли старинные казачьи песни величальные, печальные, корильные
шуточные, весёлые плясовые. Эти песни запали в мою детскую восприимчивую душу на
всю жизнь.
У казаков принято красиво играть песни, а не петь, и казаки умели красиво играть
песни. Я любила их слушать и петь. Казачьи песни я пронесла по всей своей жизни.
В начале ноября 1945 года и в наш дом пришла радость: вернулась с войны моя
старшая сестра Елена. Перед войной она Урюпинский медицинский техникум, её
направили работать медсестрой в Крым, в город Джонкой. Немцы захватили Крым,
Лену арестовали за спасение раненых советских бойцов, пытали, жестоко избивали,
постригли наголо и отправили в концлагерь в Освенцим, где она находилась три
года. Наша семья ничего о ней не знала три года. Много слёз выплакала наша мама.
И вот Лена вернулась, больше месяца у нас не закрывалась дверь. К нам шли и шли
люди из других хуторов, чтобы послушать Лену. Приходили фронтовики, которые
прошли от Сталинграда до Берлина.
В концлагере Лене выбили на руке номер 46236, пожизненное клеймо. Жили узники
концлагеря в бараках, на всех полосатые халаты, кормили их баландой из брюквы,
над ними издевались надсмотрщики, били плётками с металлическими наконечниками.
На утренней поверке узники должны стоять на коленях на дорожке из гравия и на
поднятых руках держать тяжёлые кирпичи.
Их считали и каждого десятого забрасывали на машину, и увозили сжигать в
крематорий. Однажды Лена стала десятой, и её вместе с другими обречёнными на
смерть, повезли сжигать. Когда машина стала медленно подниматься на гору, Лена
рискнула спрыгнуть. Охраны не было с ними, потому что они были все истощены,
обессилены. Она знала, всё равно ей погибать. Спрыгнула с машины, но не убилась,
а потихоньку поползла к полю, на котором пленные убирали брюкву. Лена подползла
к ним и стала в подол собирать брюкву. Так она спаслась от смерти. Все мы, кто
пришёл слушать её, плакали. Когда я училась в 8-10 классах, жила у Лены, и она
мне одной рассказывала об Освенциме, говорила, что немцы особенно жестоко
издевались над комсомольцами, поэтому не разрешала мне вступать в комсомол. Но я
всё тайно от неё вступила в комсомол и прятала комсомольский билет, он и сейчас
хранится у меня. На формирование моего характера повлияли подвиги комсомольцев
Краснодона, Зои Космодемьянской, отдавших свою жизнь в борьбе с фашистами,
казачьи песни, трагическая судьба сестры Лены. Всё это отразилось на содержании
и качестве работы с детьми как учителя и как художественного руководителя.
В 1955 году я окончила Урюпинский учительский институт, и была направлена по
комсомольской путёвке на освоение целинных земель в качестве учителя русского
языка и литературы в амурскую область.18 лет я работала в Озерянском совхозе
Белогорского райоа. Там вышла замуж за Шкарина Фёдора Петровича, с которым
прожила 50 с половиной лет. Мы вырастили двух сыновей. Фёдор Петрович работал
учителем химии и биологии, директором школы. В Дмитриевку мы приехали в 1977
году. Здесь я стала работать воспитателем в группе продлённого дня.
С первого дня своей учительской работы я уделяла большое внимание
патриотическому воспитанию детей. В группе продлённого дня я оформила ученикам
«Уголок боевой славы», для этого по крупицам собирала материал. Например,
побывала на могилах погибших защитников острова Даманский, фотографии защитников
поместила в уголок, сейчас они переданы в школьный музей села Дмитриевки.
В 1980 г. я познакомилась с лётчицей 46-ого женского авиаполка Поповой
Александрой Семёновной, которая подарила мне пять книг о лётчицах и книгу
Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В продлёнке я знакомила детей с
содержанием этих книг. В течение 10 лет мы дружили с А. С. Поповой, она прислала
мне и моим ученика 64 письма, которые я бережно храню.
В 2001 году у меня была встреча в Благовещенске с лётчицей Ниной Максимовной
Распоповой, Героем Советского Союза. Она была подругой с А. С. Поповой.
Для «Уголка Боевой Славы» я привозила землю с Мамаева Кургана, комплекты
открыток о Сталинградской битве, книги «Песни, созданные в огне Сталинграда». В
них есть замечательные сатирические частушки. Эти частушки пели дети на
концертах ко Дню Победы.
В группе продлённого дня я образовала ансамбль старинной казачьей песни
«Лазоревые цветы», который радовал зрителей в Дмитриевке, Ивановке,
Благовещенске, в лагере «Океан», в г. Хабаровске. Ансамблю было присвоено звание
Народного, и оно много раз подтверждалось. 30 лет ансамбль «Лазоревые цветы»
играл казачьи песни, возрождал казачество. Со взрослыми я образовала ансамбль
«Донское разноцветье». Мне хотелось как можно больше казачьих песен вынести для
зрителей. Моему примеру последовали в Константиновке, Белогорске и Ивановке.
Художественные руководители Константиновского казачьего хора, ансамбля «Казачья
вольница» г. Белогорска и детского ансамбля «Калинушка» села Ивановки обратились
ко мне за помощью. Я всем помогала, делилась песенным материалом. Сама с
девочками ездила в разные районы области собирать песни.
В 1990 году я записала казачьи песни на своей малой родине в хуторах и городе
Волгограде. Познакомилась с художественным руководителем, заслуженным работником
культуры РФ, профессором Волгоградского института искусств и культуры Никитенко
Ольгой Григорьевной и ансамблем старинной казачьей песни «Станица». Они
присылали мне диски с записями казачьих песен Дона. Я же посылала Ольге
Григорьевне и «Станице» диски с записями песен ансамбля «Лазоревые цветы» Ольга
Григорьевна очень высоко оценила мой труд. Привожу выдержки из её письма:
«Отдельно напишу о своих впечатлениях, о ваших детях. Хочу отметить, и что Вы в
них вложили главное - искренность, неподдельную радость от творчества и
понимание казачьей песни; восторг, который они передают через казачью песню,
чувствуется через расстояние. Вы невероятная умница! Это как надо любить свою
Родину, свою песню, чтобы так научить детей и создать такой уникальный
коллектив!» И ещё «В казачьей песни заложена удивительная сила и здоровая
энергия. В очередной раз порадовалась и удивилась -сколько же надо иметь любви к
своей малой Родине, чтобы так увлекать и вовлекать в творческий процесс массу
народа и быть ярым пропагандистом своей культуры! Любо!!! Таисия Александровна!»
Такая оценка знатока казачьей песни дорогого стоит.
Хочу сказать, что здесь тоже высоко оценили мой труд как учителя и как
художественного руководителя. Я лауреат первого, второго и третьего Всесоюзных
фестивалей народного творчества, Отличник просвещения РСФСР,
воспитатель-методист, более ста грамот, дипломов, благодарственных писем.
Амурское казачье войско наградило нагрудным крестом, Благовещенская епархия
наградила медалью меня и всех участников ансамбля «Лазоревые цветы» в честь 150-
летия города Благовещенска. Имею «Благодарность» от Амурского театра драмы за
консультативную помощь по вопросам казачьего фольклора при постановке спектакля
«Река любви». В честь моего 75- летия наградил Пенсионный Фонд России за
многолетнее служение культуре, личный вклад в сохранение, развитие и возрождение
казачьей песни на Амурской земле. Подписал Президент Российского Фонда Культуры
Никита Михалков
Районная газета «Амурец» на протяжении многих лет писала обо мне и моём
ансамбле, около сотни статей написано. Дом народного творчества обобщал мой
опыт. Институт усовершенствования учителей тоже обобщал мой опыт как воспитателя
группы продлённого дня. Я награждена медалью «Ветеран труда», мне присвоено
звание почётного жителя села Дмитриевки. Трудовой стаж работы 53 года.
Работать с ансамблем было очень трудно. Не все меня понимали, не всем я
нравилась, приходилось репетиции проводила в холодном коридоре начальной школы.
Я не имела специального музыкального образования, поэтому мне приходилось
заниматься самообразованием, учиться играть на гармошке. Все трудности
преодолела. Во мне неистребимый казачий дух и любовь к казачьей песни, на
которой я выросла.
С великой благодарностью назову тех, кто в течение 30 лет помогал мне отстаивать
красоту и необходимость казачьей песни. Это люди с консерваторским образованием:
композитор Н. А. Лошманов, художественный руководитель Амурского народного хора,
а затем казачьего ансамбля города Хабаровска Н.И. Супрун; профессор
художественный руководитель старинной казачьей песни «Станица» О.Г. Никитенко.
Сотрудники Областного дома народного творчества Т. Н. Князева, И.А. Дегтярёва,
М.С. Лошманова и В. С. Акименко были самыми надёжными моими помощниками. Со мной
сотрудничал атаман Амурского казачьего войска А. В. Стрельцов. Материальную
помощь оказывал наш колхоз «Родина», а затем ассоциации села Дмитриевки.
Все годы я старалась разнообразить работу, проводила творческие встречи с
ансамблем «Россы» г. Благовещенска, «Казачья вольница» г. Белогорска, «Родничок»
села Орловки Константиновского района, «Калинушка» с. Ивановки, «Перстенёк» с.
Лермонтовка Серышевского района, «Ивушка» с. Березовка ивановского района. Я
щедро делилась опытом и казачьими песнями со всеми, кто ко мне обращался. Живу
по принципу: «Песню надо брать у народа и возвращать народу».
|