В темной комнате с красным фонарем…
Делая снимок цифровым фотоаппаратом, я вспомнил, как мы
занимались фотографией (фотоделом) во времена СССР в 70 - 80
годы. Ведь раньше на фотоаппарате нельзя было увидеть готового
кадра, сфотографированного Вами, но все равно фотографировали с
удовольствием и громадным интересом. В каждой советской семье
был какой - то фотоаппарат и снимали тем, что было…
Волна массового увлечения фотографией в СССР пришлась на послевоенное
время. Не последнюю роль здесь сыграла и сравнительная доступность
фототехники. Меня на это увлечение «подсадили» еще в школе друзья у
которых были фотоаппараты. Чтобы купить фотоаппарат мы с братьями всё
лето собирали пустые бутылки и сдавали. Когда накопили 12 рублей,
старший брат Сергей в Благовещенском магазине "Космос", купил самый
простой фотоаппарат "Смена7", нет были тогда и подешевле - "Школьник" -
6 рублей, но он был широкоформатным, пленки для него продавали редко.
Для меня это была самая дорогая вещь. К фотоаппарату я относился как
живому существу со своим сложным характером: он упрямо не хотел снимать,
когда ему было холодно и терпеть не мог дождливую погоду. Мало по малу
мы привыкли друг к другу и стал я снимать всех и вся.
«Зоркий», «Смена», «Фэд» — это популярные марки фотоаппаратов, а если у
Вас был «Зенит» или «Киев», то это уже было «круто».
В фото-отделе Благовещенского магазина "Космос" можно было купить все
необходимое для фотодела, такое как: фотоувеличитель, фото-бачок,
фотопленку, различные виды фотобумаги, ванночки, проявитель, закрепитель
и не забыть про красный фонарь. В темной комнате при свете красного
фонаря рождались кадры из жизни советского человека из деревни.
Фотографировать, не видя готового кадра на дисплее аппарата, не так-то и
легко. Прежде всего нужно было выставить правильную выдержку на
фотоаппарате, от этого зависело качество отснятой пленки (негатива). В
этом случае многие пользовались фото-экспонометрами (бумажные с
надписями - дешевка, с фотоэлементом — это дороже, но конкретнее), ведь
от качественного негатива (пленки), зависело и качество будущих
фотографий. На фотопленке было всего 36 кадров и надо было постараться
их все отснять качественно.
На первых порах мы объединялись с друзьями и пользовались оборудованием
друг друга, но потом всё пришлось покупать самим. Три специальных кюветы
для реактивов из прозрачного цветного пластика и чёрный зарядной
бачок, красный фонарь и конечно фотоувеличитель. У на был "Юность".
В темной комнате с красным фонарем…
Наверно, большинство читателей не очень представляют, как проходил
патриархальный процесс работы с фотографиями, хотя бы в силу того, что
не увлекались этим или не застали эпоху черно-белых пленок. Поэтому, я
хочу рассказать, о способе изготовления фотографий в то, уже далекое
советское время…
Прежде чем начать съёмку, плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а
в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская
плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу.
Кассеты надо было покупать отдельно.
Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности
(32, 64, 130 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема).
Самой ходовой была Свема-65, поэтому (да простят меня защитники светлого
образа), эта плёнка бывала в продаже не всегда.
Чаще всего продавалась Тасма. Но поскольку любителей фотографии в СССР
было значительно меньше, чем любителей колбасы, то таких случаев, чтобы
в магазине вообще не было никакой плёнки, я не припомню. Но в нашем
деревенском универмаге Свема-65 точно бывала с перебоями.
Так вот, в полной темноте – в тёмной комнате или с намотанными на руку
польто – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую
бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и
закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже
проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка
заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают
на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка
(частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется,
тоже надо в полной темноте.
Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо
приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из
специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные
фотолюбители вроде меня покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
Кстати, проявитель (а равно и фиксаж), бывал тоже с перебоями. Поэтому,
например, лично я набирал сразу гору пакетиков проявителя и фиксажа,
благо стоили они – копейки.
Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем
после растворения, его надо было профильтровать. Для этих целей всякий
фотолюбитель использовал “чего бог подаст”. Лично я фильтровал через
сложенную в несколько слоёв марлю. Одной порции проявителя хватало на
несколько плёнок.
Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры
– от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый
фотолюбитель имел специальный термометр (у меня до сих пор где-то
валяется). После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10
минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика
спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы
затем использовать его для следующей плёнки).
Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой
температуры) для промывки плёнки. Мы жили в деревни и никакого крана у
нас не было... Поэтому мы заранее приносили воду из колодца и давали ей
принять комнатную температуру или доливали воды из чайника. Затем
заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от
воздействия света (почему он часто назывался закрепителем). В фиксаже
плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет
божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось
или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то
часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих
фотолюбителей.
Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал бельевую
верёвку, которая всегда висела не кухне. После просушки плёнка
сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой
плёнка продавалась.
Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких
плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере
фотографирования или копить нужное количество плёнок.
Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде
жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения
(меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи.
Способ, про который я рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для
цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне
не изменяет память, из четырёх различных жидкостей. И сами реактивы для
цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам
процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее.
Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми
фотографиями. Я тоже не делал цветных фотографий.
Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этих
целей необходима специальная бандура, под названием фотоувеличитель.
Фотоувеличитель, упрощённо, представляет из себя светонепроницаемую
ёмкость типа цилиндра или шара, внутри которого установлена лампочка.
С одной стороны цилиндра – той, которая обращена вниз – имеется
объектив, примерно такой же, как и в фотоаппарате (хотя и попроще).
Между лампочкой и объективом в специальный паз укладывалась плёнка.
Сам цилиндр закреплён на специальном кронштейне и может скользить по
нему вверх-вниз. Кронштейн вмонтирован в специальную прямоугольную
столешницы, ближе к краю.
Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального
фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу
фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя
фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку. У меня появилась
гораздо позже, но это очень удобная штука!
Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая
требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб
больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя
лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила
экспозиция.
Самый ответственный момент. Убираем красное стеклышко, считаем до
десяти. Раз, два…
… Десять. Закрываем объектив, аккуратно берем бумажку и кидаем в
ванночку с проявителем.
Картинка на фото-бумаге появилась, ждем пока она станет достаточно
четкой. Главное не передержать, а то испортится и будет слишком темной.
Все, дальше в фиксаж… И потом в тазик с водой.
Если есть время то достаем глянцеватель, если нет то будем глянцевать на
следующий день. Пока у нас не было глянцевателя мы пытались глянцевать
на оконных рамах, натирая стёкла содой. результаты были плачевными,
некоторые фото приходилось отмачивать, а некоторые просто отрывали.
Глянцеватель - нагреватель с зеркальными поверхностями, который сушит и
делает наши фотки глянцевыми.
Бумага была разнообразная. «Бромпортрет», «Фотобром», «Унибром» и ещё
была глянцевая, матовая, тиснёння и чувствительность была разная. Я
предпочитал №3.
На этом все. Дальше фотки укладывались в фотоальбомы и с гордостью
показывались друзьям :)
Как следует из всего перечисленного, фотолюбительство было не простой и
не дешёвой забавой. И по деньгам и по временным затратам (проявка,
печать) – это было дело хлопотное. Поэтому такого поголовного владения
фотоаппаратами у населения не было. Например, у нас в классе
фотоаппараты (свои. личные), имели 4-5 человек.
Фотографировали обычно типовые вещи: совместные посиделки, походы и т.п.
Каких-то жанровых фотографий у фотолюбителей было мало. Да оно и понятно
– большие фотоаппараты прошлого с собой каждый день не поносишь.
Не то что сегодня – каждый школьник своим мобильным телефоном может
сделать «море» снимков и сбросив их на свой «комп», напечатать
фотографии на принтере. Как просто и удобно - увидел что-то интересное,
достал мобильный телефон и – щёлк. Нет, в те времена на фотоэтюды надо
было специально собираться.
Любовь к фотографии я пронёс через всю жизнь - интерес к которой то
падал, то увлекал с ещё большей силой. Приходилось пользоваться разными
моделями фотоаппаратов: "Чайка", Зоркий-с", "Фэд", "Сокол", и конечно
"Зенит". Свой "Зенит ТТL" я купил в Хабаровске за 100 рублей и привёз
оттуда кучу отснятых плёнок. После проявки, я увидел, что фотоаппарат
классный, хотя имеет ряд своих, "зеркальных" особенностей. Немного
поэкспериментировав, я быстро освоил технику и снимки стали получаться
стабильно хорошими.
Однажды, мой старый приятель Кирилюк Александр, предложил мне купить
цифровой фотик китайского производства "ДЖЕТ ВЭЙ". К тому времени я уже
освоил компьютер и купить цифровик было весьма заманчиво - ни тебе
плёнок, ни темной комнаты, да и новые технологии всегда меня увлекали.
Так мое увлечение фотографией вышло на новый виток. С огромным
энтузиазмом я бросился осваивать эту технику. В нашем селе я был первым
и до всего пришлось доходить самому. Теперь без улыбки не могу смотреть
эти снимки - 1,3 мегапикселя! Потом был Sony Cyber-Shot DSC-W15, Olimpus
uz 550 и наконец сейчас опять зеркалка Nikon D7000.
Сейчас для меня цифровая обработка фото нечто большее, чем просто хобби:
читаю статьи, журналы, хожу на выставки, поскольку хочу достичь высоких
результатов, при чем главным образом лично для себя — мне это интересно.
ООчень люблю снимать людей, думаю, в моих фотографиях люди являются
частью мира. Несомненно, мир не может принадлежать им, поскольку он
устроен по своим собственным законам. С другой стороны, мир моих
фотографий - это мир моего воображения. "Фотография - это радость в
жизни, и этим все сказано"
Хочу создавать собственные миры, а не просто копировать мир вокруг...
ЧЧто касается кредо, пожалуй, его можно сформулировать так: постарайся
найти в мире нечто, что удивит тебя, сделает лучше и счастливее. И тогда
вся твоя жизнь будет приносить удовлетворение. В фотографии, как и в
жизни, всегда нужно идти вперед. Умейте разглядеть сказку даже в самой
скучной повседневной реальности - она скучна лишь на первый взгляд,
можно рядом с тропинкой обнаружить целый мир, о существовании которого
многие даже не догадываются.
Фотоаппарат сегодня имеется почти в каждом доме. Каждый день тысячи
фотографов-профессионалов снимают миллионы людей. Буквально каждый
человек оставляет свое фотографическое изображение. Это особенно ценно
для наших потомков. Ведь так важно как выглядел твой близкий человек в
разные моменты своей жизни. Практика показывает, насколько ценными могут явиться, казалось бы
совершенно обыденные, протокольно снятые «карточки», запечатлевшие самых
различных людей и события. В фотоснимках - наша история, бесценный след
человека на Земле
Ностальгия... Душу вкладывали в печать фотографий. Причём это
были именно ФОТОГРАФИИ, а не снимки, как сейчас. Но... против
прогресса не попрёшь — возвращаться к
бачкам-проявителям-фиксажам-увеличтелям-кюветам не хочется :)
И вот о чём я жалею –
фотогрфировать-то мы фотографировали, а сфотографировать обычные
наши улицы, простых людей, нам как-то в голову не приходило. То
есть настолько нам это казалось неинтересным и незыблемым, что
скажи нам, что через 20 лет ничего этого не будет – в жизни бы
не поверили…
Впрочем, к фотографии это отношение не имеет.
|