Константиноградовка
Семья Пасынок- переселенцы из Полтавской губернии. с. константиноградовка. 1919г.
 
Материалы раздела
Кон-градовка
Из газеты
Список домохозяев
История школы
Труженицы тыла
Ветераны ВОВ
Бронникова
Луговая Н.А
Летопись победы
Сёла  района
Анновка
Андреевка
Березовка
Богородское
Богословка
Большеозёрка
Дмитриевка
Ерковцы
Ивановка
Кон-градовка
Крещеновка
Луговое
Некрасовка
Николаевка
Новоалексеевка
Новопокровка
Петропавловка
Правовосточное
Приозёрное
Ракитное
Семиозёрка
Солнечное
Среднебелая
Троицкое
Успеновка
Черемхово
Другие материалы
История школы
Участники войны
Труженики тыла
Фотосайт
 
 
 
 

Константиноградовка: люди, события, факты

Село Константиноградовка (Костантиноградское) основали на реке Козловка в 1884 году. Заселялись преимущественно «своекоштными, то есть за свой счёт, новосёлами из Полтавской и Екатеринославской губерний. Первопоселенцы, прибывшие на восток, дали название по подобному на родине.


из истории села Константиноградовка (вариант из газеты)

Село основано в 1884 году крестьянами, преимущественно выходцами из Полтавской губернии деревни Кошмановки Константиноградского уезда. Трудолюбивые поселенцы, преодолев тяжелые испытания трёхлетнего пути, весной по указанию волостного старосты, прибыли на место, где сегодня расположено селение. Среди новосёлов были семьи Коваленко, Евтушенко, Литвиненко, Пацура, Яценко, Най-дёна, Опарея, Шейко, Притулы (1-я партия).

Первые землянки, потом избы строили из леса, который ещё имелся в окрестностях. Вскоре прибыли семьи Коваля, Ситника, Горкавенко (2-я партия). Подготовка земли являлась главной заботой крестьян. Семенами разжились в Петропавловке, Дмитриевке, Николаевке, где зимовали и работали, но и пришлось одалживать. Очень тяжело прошли первые годы акклиматизации. Были потери в семьях, дети страдали больше всех.

В 1891 году в селении имелось: дворов - 71, жителей - 436. Земельный надел закрепили в 10330 десятин, в хозяйствах - 76 лошадей, Т29 голов КРС. Появились Пророко-Ильинская церковь (священник о. И.А. Кипарисов), хлебозапасный магазин. Крестьяне покупали жнейки, сенокосилки и другой сельхозинвентарь.

В 1901г. обучение в школе вела Л. Шейко. Землемер Лебедев в 1909
году проводил межевание участков. На сходе граждан приняли решение отвести на каждый двор по 75 десятин земли.

Первое типовое здание церковно-приходской школы, построенное в 1913 году, было одним из лучших, обучали грамоте К. Китаев, А. Мирсанова, Ф. Чмых, начальная школа ютилась в частных крестьянских домах.

Крестьяне засевали 4.251,6 казённых десятин яровой рожью, пшеницей, овсом, просом, однолетними травами. Выращивали подсолнечник, картофель, лён, коноплю, рыжик, бахчевые и овощные культуры. В состав Ивановского района село влилось 323 хозяйствами с населением 1855 человек.

Первый сельский Совет создан в 1923, председателем избрали А.С. Опариева, секретарём - Л. Подгорного. В ряды РКСМ вступили 14 человек, секретарём ячейки избрали Г.Анищенко. Открылась изба-читальня. Учительница Е.М. Лу-данник, Юрченко сумели сплотить вокруг себя молодёжь, которая участвовала в общественной жизни села.

1929 год. Создана сельхозартель «Тихоокеанская звезда» (ТОЗ). Председателем назначен двадцатитысячник Ильин. Первыми вступили Г.Гарнага, М.Сероштан, Л.Подгорный, Ф. Яценко, И. Щербина, И.Пасынок, Н.Сухомлин и другие. Описи имущества, внесённого в общий «котёл» хранятся в нашем музее.

В 1933 году колхозники собрали неплохой урожай, что позволило выполнить
план хлебозаготовок, засыпать семена, погасить ссуду, взятую в Госбанке. Эпидемия тифа подкосила селян.

В 1936 году колхозу переданы на вечное пользование 7.940 га земельных угодий. В числе стахановцев И. Палиоха, Д. и К. Медведевы, Н. Шейко, А. Шеховцов, А. Комиссаренко, А. Бронникова, М. Пацура, М. Домнич, В. Скрипка, С. Семёнова А. Уни-гина и другие. В селе работали кружки по ликвидации неграмотности.

В 1939 году многие завоевали право быть участниками ВСХВ в Москве. Выставочный комитет присудил колхозу Диплом 2-ой степени, премия - мотоцикл. В период репрессий многие оставили свои дома, других выселили, арестовали. В 1939г. осталось всего 511 человек. Преодолевая все трудности, колхозники увеличивали посевные площади, поголовье скота, выращивали хорошие урожаи зерна, картофеля, овощей, получали больше молока, мяса, мёда. На полученные доходы закупали технику, строили производственные помещения. Так появилась возможность приобретать товары для бытовых нужд. Но война нарушила планы колхозников. 1 июля 1941 года 36 человек отбыли в военкомат. В селе установили памятник землякам, погибшим при защите Отечества. Вернувшиеся солдаты Победы наращивали темпы работ. Молодёжь брала пример со старших. В 1948 году был построен колхозный клуб, через год - свиноматочник с кормокухней, зерносклад.
В МТС поступила новая сельхозтехника, велось обучение кадров для села.

1950 - колхоз «ТОЗ» был занесён на районную Доску Почёта. План сева зерновых выполнили на 100%, сои - 126,3%, картофеля - 101%. Первым фельдшером медпункта, открытого в 1953г., была Г.С. Цыпляева. С 1955г. колхоз носил имя Хрущёва, а спустя два года был переименован в «40 лет Октября».

Благодаря самоотверженному труду А.Ф. Слепцова, М.М. и Ф.О. Пасынок, А.В. и П. Рудковских, И.С. Петренко, М.И., Л.М. Азаренко, И.М. Евтушенко, Ф.Р. и В. Р. Яценко, А.Т. Шеховцева, М.Т. Палиоха, М.Л. Лысенко, К.В. и В.Н. Кривко, М. И Пацура, А. Кривко, А.Граховской, С.Г.З. Шейко, А.В. Гончарова, Д.Т. Медведева, А.Ф. Кривошеева, А.Н., М.Ф. и П.М. Бронниковых, Н.М. и И.Н. Дудников, В.А. и Е. Заикиных, Я.В., П. и Н. Голубцовых, Е. Пузыревской, В.Т. и В.В. Рябцевых, И. Чувашова, А.С. и Н.С. Мироненко и многих других колхоз выполнял государственные планы по выращиванию и реализации сельхозпродукции.

Сегодня в селе работает школа, ФАП, Дом культуры, библиотека, почта, магазины. Глава и специалисты администрации МО помогают решать жизненные вопросы 559 жителям Константиноградовки.


КОНСТАНТИНОГРАДОВКА

Нигде не дышится вольней,
Своих лугов, своих полей.

И. НЕКРАСОВ.

Родное село. Как много сказано этими двумя словами! Много напоминают сельским старожилам эти слух ласкающие, лаконичные слова.
...Нынешние константиноградовские старожилы это недалекие потомки первых новоселов. Они здесь родились, выросли вместе со своими старшими вели, как умели, единоличное хозяйство. Более полувека тому назад но программе большевиков был создан колхоз. Теперешние пенсионеры в тридцатые годы, будучи молодыми, здоровыми людьми, преодолевая всякого рода трудности, поставили артельское хозяйство на крепкие ноги. Затем, оказавшись победителями в жестокой схватке на Западе и на Востоке, вторично восстановили, в несколько раз увеличили все отрасли ослабевшего за годы войны колхоза и передали в надежные руки третьего поколения, которое крепит и развивает его в условиях зрелого социализма.
...С детства знакомые и милые крестьянской душе, сотни раз исхоженные и изъезженные поля, речка в тальниковых зарослях, озерко, березовые рощи, главная улица, собственная усадьба. Все эго живо напоминает о том, как наши близкие предки — дедушки и бабушки, отцы и матери, придя на Амур, корчевали, сеяли, убирали, пряли и ткали вручную. Рано поднимались и поздно ложились. Строили жилища, мельницы, церковь, школу. Дрались за землю, за невест. Роднились, служили, воевали с солдатами японского микадо (1904), а через десять лет с солдатами немецкого кайзера.
Итак, о родном селе...
Сохранившиеся архивы, рассказы деда Степана Григорьевича и дяди Матвея Калиновича, а также беседы и переписка с ныне здравствующими, родившимися в конце прошлого века земляками Ситником Николаем Спиридоновичем и Гергавенко Николаем Моисеевичем, дали мне возможность составить предлагаемые записи.
В мае 1984 Константиноградовке исполняется 100 лет. Село основано в 1884 году и заселилось преимущественно своекоштными, т. е. за свой счет, новоселами из Полтавской и Екатеринославской губерний. Малоземелье, засухи, тяжелый ручной труд на помещика за хозяйские харчи изнуряли многих украинских крестьян. В ходу была поговорка: «У пана сундук трещит, а у мужика - спина».
Но вот власти объявили, что царь-батюшка «высочайше повелеть изволил» заселять восточную окраину России. Заманчивые слухи о том, что па Амуре наделяют каждую семью сотней десятин приволья и нет ненавистной рекрутчины, взяли верх над предчувствием нелегкого переселения в далекий и холодный край. Из деревни Кошмановки Константнноградовского уезда, что на Полтавщине, первая партия из девяти семей тронулась в неизведанный путь ранней весной 1881 года. К концу лета, испытав всякого рода мытарства и трудности переправ через реки, речки и болотистые луга и пади, партия добралась до Уральских гор, а к зиме достигла окрестностей Тюмени, где и было решено остановиться на зимовку.
Какой жестокой оказалась западносибирская зима после благодатного климата Левобережной Украины, с ее вишневыми садами! К тому же не так легко было устроиться на длительный постой. На Восток двигалась масса переселенцев, исчислявшаяся тысячами. Так, например, с 1882 по 1905 год в Амурскую область прибыло 67650 человек (в среднем 2900 человек в год). Наши трудоспособные кошмановцы, но возможности, устраивались на временную работу у сибирских зажиточных крестьян, а некоторые пробирались и в город. Зарабатывали по 15-20 копеек в день, но и этому были рады. Учитывая то, что один пуд пшеничной муки на рынке или у мужика в деревне можно было купить за 45-50 копеек, то пятнадцатикопеечная поденщина считалась хорошим заработком. Но здесь наших украинцев подстерегла новая неприятность.
Через несколько недель зимовки, люди один за другим начали жаловаться па сопливость, недомогание. Ранее испытавшие такой недуг пожилые сибиряки растолковали в чем дело. Причиной был пшеничный белый хлеб. Тогда украинцы стали покупать ржаную муку и выпекать из нее хлеб. Вскоре люди почувствовали себя вполне здоровыми.
В конце апреля тронулись дальше по известному сибирскому тракту. Восточнее Улуторовки переправились через Тобол по льду, а приблизившись к Ишиму, остановились в большом селе Арбатском. Пока путешествовали между двух рек — прошло две недели. Подступы к Ишиму были залиты талыми водами, п переправа через реку на некоторое время оказалась невозможной. Через Иртыш переправились более удачно так как половодье прошло, и паромная переправа работала куда лучше ишимской.
Около полугода потребовалось путешественникам из Кошмановки, чтобы преодолеть тысячи верст сибирских просторов и приблизиться к Иркутску. Здесь партия обосновалась на вторую зимовку. Сильные морозы вынуждали украинцев, одетых в домотканые свитки, больше отсиживаться в арендованных хозяйских зимовьюшках, однако продление пути предстоящим летом требовало свое: нужно было находить заработки.
С наступлением тепла снялись с места зимовки и подошли к Байкалу. Ох, как боязно было плыть на утлом пароходе через огромное озеро ночью. Прежде перевезли людей, потом — лошадей и скарб. От Байкала до города Сретенска шли своим ходом. Здесь, на Шилке, с помощью предложивших свои услуги мастеров, соорудили большой плот из бревен сосны, заготовленных на своих лошадях. Вся эта работа заняла много времени. Чиновник переселенческого ведомства помог подыскать лоцмана и плавание по Шилке, затем по Амуру началось. Это было вершиной страданий и страхов продолжавших уже третий год. Только 13 октября 1883 года, накануне православного праздника Покрова, плот с утомленными людьми и животными причалил к благовещенской пристани. Переночевали переселенческом бараке, утром многие ушли в церковь помолиться об окончании пути.
Благовещенск, с его прямыми, песчаными улицами, аккуратными домами и частными торговыми лавочками — понравился нашим кошмановцам. Чему больше всего дивились жители украинских Степей, так это обилию во всех магазинах и лавочках разных видов и сортов рыбы. Приехавшие воспряли духом. Но разгуливать по уютному городку не было времени. Получив небольшое подкрепление от казны (5 рублей на человека мужского пола) и распоряжение переселенческого начальника, отправились обозом к назначенному месту временного жительства, в деревни Петропавловку и Николаевку, которые к тому времени — как сказал начальник, имели уже «девичий возраст». И только весной 1884 года, по указанию волостного пристава, прибыли в то место, где им было суждено основать деревню, которую через два года назвали Копстантиноградовкой.
А сейчас познакомим читателя с именами основателей деревни.
Самый старший по возрасту и вожак этой группы новоселов Кваленко Каленик с женой Евдокией и сыновьями Матвеем, Федотом и сыновьями Матвеем, Федотом и дочерью Варварой; их зять Евтушенко Леонтий Спиридонович и жена его Екатерина; второй их зять Литвиненко Александр Яковлевич с женой Зинаидой. Пацура Степан Григорьевич, его жена Пелагея и сыновья Гавриил, Никита, Савелий. Иван, Тихон и дочь Надежда. Супруги Анифат и Степанида Яценко с сыновьями: Артамоном. Родионом, Иваном и двумя дочерьми Еленой и Анастасией. Найден Семен,жена его Ульяна, сын Василий и дочь Фекла. Опарей Влас с супругой Анной и сыновьями Василием и Егором. Шейко Фома, его жена Оксана, дочери Анастасия, Елена, Евдокия и сыновья Иван и Федор. Притула Савелий с женой Наталкой.
Но прежде чем перекочевать к месту постоянного жительства, дед Каленик, зимовавший с семьей в Николаевке, отправился ходоком на речку Козловку, где по словам николаевских староверов, стоит зимовье. Двигаясь по тайге, дед Каленик делал заметки на деревьях топором и пучками сухой травы: для степного Жителя Украины лесистая местность — непривычное дело. Переночевав в зимовье — оно принадлежало ивановскому зажиточному крестьянину Чемеркину, занимавшему там сенокосный участок, дед Каленик помеченным следом возвратился к своим. Тем временем подъехали земляки из Петропавловки, и вся партия на второй день пасхи, помолясь да перекрестясь выступила из Николаевки на «полдня», чтобы совершить последний переход.
Первые землянки, а затем избы — строили из леса, который в достатке рос тут же на занятой усадьбе и в ее окрестностях. Вскоре сюда приволоклись на лошадях и волах: Коваль Матвей Алексеевич, Ситник Спиридон Иванович и Геркавенко Иван Васильевич, зимовавшие в Дмитриевке. Эти три семьи были из другой переселенческой партии.
...Строили избы. Легко сказать! Лес свежий, сырой, тяжелый; досок для дверей и окон (уж не до полов было), кирпича, стекла кровли — ничего этого, конечно, не было. Все нужно было покупать и доставлять из Ивановки и Николаевки при полном бездорожье: через болотистые пади и мочажины. Но рыть землянки и строить хаты пока что не позволяла мерзлая почва. С первых дней жили в наспех устроенных шалашах. Благо, сухой травы для крыш и подстилок было вдоволь. С востока на запад необозримо тянулся широкий луг.
Однако устройство усадеб, при всем желании, не являлось первоочередной заботой новоселов. Корчевка, пахота и посев, хотя бы десятины две хлеба, разработка и обсеменение огородов — было намного важнее в весеннюю пору. Пока зимовали в деревнях, заработали по сколько-нибудь семян. Кроме того, у богомольных и доверчивых николаевских староверов брали взаймы семян ярицы на десятину-полторы, Порядок одолжения был обычным: берешь взаймы десять Пудов по осени привозишь двенадцать. Но каждый наш заемщик старался долг этот отработать в хозяйстве старовера, на что тот охотно соглашался. Говоря современным языком, такие хозяйственные отношения были взаимовыгодны: у зажиточного старовера на сенокосе дешевая рабочая сила, у Мужика-новосёла — лишний десяток пудов зерна. Новые хлебородные земли и хорошие цены на зерно, муку в казне и на рынке обусловили быстрое освоение лесисто-целинных массивов, расширение посевного клина. Первооснователь села Литвиненко Александр рассказывал: «Первый год с трудом посеял две десятины, на второй — семь десятин. В 1905 году посеял 38, а в 1913 году 54 десятины». Однако, заметим, что так успешно хозяйствовать умели и желали хотя и многие, но не все. Те хозяева, которые зимой боялись мороза, а летом жары и комаров да имели охоту беспричинно посещать шинок спиртоноса, скоро попадали в зависимость более справных крестьян. Они более ощутимо переживали малоурожайные годы и падежи скота.
Первые годы жизни па Амуре не были благоприятными для украинцев в отношении природно-климатических условий. Зимой, в сильные морозы, в непросохших, полутёмных избах степы промерзали насквозь. Более всех страдали и гасли дети. Дифтерит и скарлатина, да их спутница оспа, зачастую свирепствовали в деревне. В летние же месяцы истомляющая жара при влажном малоподвижном воздухе. Но, как сказано у Гоголя, русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай рукавицы, ...он топор в руки - и пошел рубить себе новую избу.
Да, лесной воздух влажный, потогонный, по это чистейший, ароматный воздух! Такой воздух, щедрые лесные дары: орехи, грибы, несколько видов ягод; степная и водоплавающая дичь, масса пресноводной рыбы, да хлеб выращенный на новой земле, вот что способствовало новоселам преодолевать отрицательное влияние на человека сурового климата. Формировалось повое поколение дальневосточников.
Через десять лет после начала заселения в деревне было 74 двора, а жителей в них 484 человека. Появились общественные постройки: небольшая церковь-часовня, хлебозапасный амбар-магазин, в котором хранилось зерно для помощи вновь прибывающим переселенцам, жителям, пострадавшим от пожара, наводнения или от падежа скота. Пополнялись запасы хлеба в амбаре каждым двором, имеющим посев: с десятины посева — 20 фунтов.
Земельный надел па 74 двора состоял из 10330 десятин, в том числе: 4290 десятин пахотной земли, 230 дес. покосов, 200 дес. под усадьбами. Крестьяне имели: 120 лошадей. 214 голов крупного рогатого скота и 120 свиней. Появилась возможность приобретать жнейки, сенокосилки.
Предприимчивый хозяин Евтушенко Леонтий в 1890 году соорудил на речке Козловке водяную мельницу. Годом позже Иван Петрович Шкура на отшибе за церковью построил ветряную мельницу. Обе эти простомолки работали до постройки в 1902 году Ланкиным Никитой паровой мельницы, которая действовала тоже не долго: в 1916 году она сгорела.
В Ерковцах чистюлинская паровая сгорели раньше, и нашим земледельцам приходилось молоть зерно на мельницах окрестных сел.
В Константиноградовку продолжали прибывать и прибывать переселенцы: так, что к 1905 году, в результате беспорядочного, можно сказать, захвата пригодных к распашке земель, вновь прибывшим украинцам негде было основать для себя заимки. Ранее приехавшие крестьяне занимали довольно большие участки. Братья Мищенковы, например, владели участком в 300-320 десятин, братья Сероштаповы до 200 десятин. Такой погони за массивами способствовала залежно-паровая система земледелия и отсутствие какого-либо контроля со стороны местных властей. Получилось так, что па прославленных амурских просторах люди не находили земли. Обделенные протестовали, жаловались. Такое положение сложилось во многих других деревнях. Стала необходимой организация землеустроительного дела. Ранней весной 1909 года в Константиноградовку прибыл землемер Лебедев, и к зиме следующего 1910 года размежевание наделов было закончено.
Прибывший в деревню землеустроитель прежде всего, определил границы и величину общего надела земельных угодий. Затем велел сельскому старосте Кузьме Петренко созвать крестьян на сходку. Из опыта Лебедев знал, что раздел, вернее передел ранее занятой земли, довольно скандальное дело. На сходе легко решили вопрос об отводе трех тысяч десятин под общественный выгон и двухсот десятин под церковный участок, так называемой «поповой руги». Когда же стали рассматривать порядок раздела остальных угодий поднялся гвалт. Дело в том, что подушный раздел земли определял заимки разной величины. Большая семья - получай заимку большего размера. Средние и малые семьи — заимки поменьше. Другой способ раздела — пономерной: одной величины надел на каждый крестьянский двор.
Очевидцы событий тех лет рассказывали в свое время, что за четверть века существования села в Коистантиноградовке не было столь бурного собрания граждан. Большесемейные, независимо от их имущественного положения, настаивали па подушном разделе земли, а средне и малосемейные отстаивали пономерной способ раздела. В ораторах не было недостатка. Страсти разгорались со скоростью лесного пожара.
После долгих споров, по совету землемера, решили: земельный надел каждой семье определить в 75 десятин — 35 десятин первой категории и 40 десятин — второй категории. При голосовании взяли верх мужики со средними н малыми семьями. Однако некоторым из них это дорого обошлось. Братья Семен и Арсений Опареевы, имеющие многодетные семьи, порядком поколотили своего родного отца Самуила, жившего отдельно со своей старухой и получившего земли столько же, сколько получили его сыновья на 12 человек. Хозяин большой семьи Кочелай Егор в пьяной компании избил бездетного Яценко Ивана, а малосемейный Огар Остап за резкое выступление па сходке и насмешки над многодетными поплатился своей жизнью. Через некоторое время, в праздничный день, возвращаясь от кабака, был встречен па улице соседом Заикой Тихоном, который нанес ему несколько смертельных ударов ножом. Вот она, частная собственность...
Хитрый землемер Лебедев сделал нарезку заимок так, что около двадцати их оказались «лишними». Этими, так называемыми отсутственными землями, наделяли потом вновь прибывающих новоселов.
В 1913 году в селе насчитывалось 164 двора, с населением 1420 человек. Через два года 176 дворов, население 1490 человек. Крестьяне имели 930 лошадей всех возрастов, 804 головы крупного рогатого скота, 600 свиней. Земельный надел села состоял из 14080 десятин; под посевами было занято 5290 десятин. Средняя за последние пять лет (1911-1915 гг.) урожайность 58 пудов с десятины показывает, что земледельцы Константиноградовкп производили довольно внушительное количество пудов товарного зерна.
Социально-общественная жизнь села в эго время, характеризовалась настойчивым воздействием религии. Православное духовенство и церковный актив старались как можно шире использовать религиозные праздники для привлечения народа в церковь. Но они не могли повлиять буквально на всех, особенно на молодежь. Многие парни посещали церковь так себе, лишь бы очередь отбыть. Николай Моисеевич рассказывал:
Бывало, посылает матушка меня и брата Андрея в церковь и велит помолиться, чтобы отца на войне не убили. Стоим, слушаем песнопения. Священик возглашает: «Паки, паки...» а Филька Азаренко шепчет мне па ухо: «Покусай попа злые собаки». В церкви на правой стороне стоят мужики и парни, по левой бабы и девчата. Я шепчу молитву, знаемую через десятое на двадцатое, а сам искоса поглядываю влево где стоит Марейка Гранкина. Вот как я молился».
Вместо сгоревшей небольшой церквушки в 1905 году построили просторную, красивую церковь, а начальная школа продолжала ютиться в частных крестьянских домах до 1912 года. Первое типовое здание церковно-приходской школы, построенное в 1913 году, было одним из лучших школьных зданий во всей округе, включая Ивановку. Как свидетельствуют супруги Даниил Сидорович и Анна Дмитриевна Евтушенко, новая школа была хорошей планировки, неплохо оборудована. Анна Дмитриевна учительствовала в пашей школе в первой половине двадцатых годов. В своих записках Анна Дмитриевна вспоминает:
Работала я в Константиноградовской школе с большим увлечением прямотаки с удовольствием. После разрухи, последовавшей за двумя войнами, не все школьники хорошо одевались, по все учащиеся были внимательны и старательны, с хорошим поведением. Успешно действовал школьный драмкружок. На спектаклях и инсценировках шла в ход одежда родителей, овечья шерсть для усов и бородки и лен для стариковой длинной бороды. Бывали неудачи, но мы не горевали, и драмкружок продолжал доставлять радость детям и взрослым Хозяйственным обеспечением школы занимался попечитель — Семенов Константин Венедиктович, наведывал школой Шеремет Антон Иванович.
В свое время пашу церковно-приходскую закончили полковник технических войск Палиоха Владимир, полковник медицинской службы Харченко Степан, бывший директор Благовещенского педагогического института Харченко Владимир, бывший управляющий областной конторой промбанка Пасынок Леонид, капитан Коваленко и многие другие. Школьники 1906- 12 гг. с благодарностью вспоминают первых в селе учителей Клочапову Аграфену Федоровну, Чмых Фоку Семеновича и Сушепцову Наталью Прокопьевну.
Копсгантиноградовка по «возрасту» девятое село в бывшей Ивановской волости. По имущественному состоянию здесь преобладали зажиточно-середняцкие и середняцкие крестьянские хозяйства: 22-38 десятин посева. А так, чтобы до 60 десятин посева таких хозяйств были единицы. В 1906-1907 и в 1910 годах посевы пшеницы оказались пораженными ржавчиной и твердой головней, что резко снизило урожайность.
Не обошли стороной Коистантипоградовку войны «За царя и отечество».
Во время русско-японской войны наши земляки служили в действующей армии, из которой крестьянин Ситник Николай Иванович не вернулся. На полях сражений первой империалистической войны погибли: Коммисаренко Иосиф Николаевич, Запорожский Юда Миронович, Заика Иван Иванович, Азаренко Митрофан Федорович, Лимаренко Семен Федорович, Пасынок Иван Андреевич. А Сутулов Андрей Игнатьевич и Пасынок Алексей Андреевич, получившие отравление газом, умерли по прибытии с фронта домой.
Несколько ранее, в публикации, упоминалось об имущественном положении константииоградовских крестьян. Крепко зажиточных хозяйств, имевших круглогодовых батраков, было всего несколько дворов. Сплошь да рядом жили так именуемые зажиточные середняки и середняки, не любившие проводить время праздно ни летом, ни зимой. Возможно поэтому в семнадцатом году большинство крестьян Копстантиноградовки отнеслись к перемене власти, можно сказать, тихо-мирно. Было несколько имевших местное значение инцидентов, но они не взбудоражили массу сельчан.
Один переживали за царя: он де, все-таки «помазанник божий». А другие говорили: «Так ему, кровопийце, и надо»?
Однако многие рассуждали более уравновешенно, без особых эмоций. Одна революция свалила царя, другая — Керенского, ну и ладно. Немало погубили они русских людей па войне... А при большевиках посмотрим, как оно и что. Землю отобрали у российских помещиков, а мы — крестьяне, нас они не тронут. Что касается податей и налогов, то это — законное дело. Ни одна власть без этого не проживет!
Но как только появились в области японцы, да еще и Ивановку сожгли, расстреляли захваченных на постоялом дворе безвинных мужиков, поняли наши сельчане, что оно и как.
Покончив с принципом «Моя хата с краю...», добровольно ушли партизанить Литвиненко Михаил, Коваль Андрей, Филиповский Петр, Гарпага Григорий и другие. А позднее, когда японцы и белогвардейцы были вытеснены из пределов Амурской области многие константипоградовцы сражались в рядах Народно-революционной армии и дошли до Владивостока. В боях с интервентами и беляками погибли в 1919-22 гг. Азаренко Григорий Кузьмич, Чертов Яков Иванович, Моргуненко Марк Петрович, Шейко Никита Иванович и Мосенец Михаил Леонтьевич.
После изгнания интервентов и белогвардейцев с территории Дальнего Востока и воссоединения края с Советской Россией были созданы новые органы власти на местах. В Константиноградовке, как, впрочем, во всех деревнях и селах, взамен сельского старосты, с подчиненными ему десятскими и сотскими, в феврале 1923 года сформировался сельский Ревком. Основной задачей Ревкома было проведение в жизнь продналоговой кампании и организация группы содействия Советской власти. Партийной ячейки в те годы в селе не было. В первых числах мая началась подготовка к выборам в местные Советы. В первой половине нюня 1923 года был избран сельский Совет. На выборном собрании граждан села большинством голосов прошел список кандидатов в члены сельсовета, выставленный группой содействия Советской власти, возглавляемой уполномоченным Амурского губкома РКП (б) Дитковичем. Председателем первого состава сельского Совета избрали крестьянина-середняка Опареева Арсения, бывшего члена школьного совета. Секретарем стал Подгорный Леонтий. На том же выборном собрании были избраны делегаты на волостной съезд. Сельсовет непосредственно подчинялся Ерковецкому волостному исполкому, а с января 1926 года, когда было проведено новое районирование, и Ерковецкая волость, как административная единица, упразднена, Константиноградовский сельский Совет был введен в подчинение Ивановского райисполкома.
Работы в сельсовете — через край. Много неотложных вопросов ожидало решения. Требовалось содействие волисполкому в создании нового потребительского общества, так как ранее существовавшая «потребиловка» в 1922 году развалилась. Учет и контрольные обмеры посевных площадей у крестьян, сбор сельхозналога, организация хлебозаготовок, обеспечение школы — далеко неполный перечень функций сельсовета.
Его председатель — Арсений Самойлович, видимо, имел некоторый опыт в общественной работе. Он стал мало-помалу вовлекать в сферу деятельности сельсовета молодых людей. Так стали известными в селе активистами парии, о которых мы упомянем несколько позднее.
На исходе октября 1923 года, пользуясь вернувшимся «бабьим летом», крестьяне-единоличники торопились управиться со скирдовкой н обмолотом хлебов. С утренней зари и до темпа гудели конные молотилки на пыльных токах. Но, как говорит старинная пословица, «Делу время — потехе час». Хлеборобская пора продолжалась, а парни и девчата по-зимнему обычаю по субботам и воскресеньям начали собираться на вечорки. С приходом гармониста изба оживлялась залихватским «камаринским мужиком», украинским «гопаком» и прочими плясками. Бойко исполнялись частушки, авторами которых были сами весельчаки. В вечорочной избе было тесновато, дымно, но весело. В один из субботних вечеров сюда пришли небывалые гости: двое односельчан — Григорий Анищенко п Николай Коваль, а с ними еще один парень, как видно, из приезжих. В избе сразу все притихли, чувствуя, что гости неспроста забрались на этот край деревни.
По селу шли слухи что вечорки, якобы, будут запрещены, а для молодежи откроют какую-то избу-читальню. В ней-то и будут устраивать спектакли и всякое просвещение. У пришедших и спросили: когда же все это появится, кто и за какие шиши там будет нас «просвещать?».
Вопрос no-существу, сказал Григорий.
Пришли мы к вам затем, чтобы пригласить вас на собрание молодежи села. Приходите завтра вечером к школе. На собрании и поговорим обо всем.
Кто-то хихикнул. За печкой тоненько свистнули. А задира и выдумщик Санька Марлич, улыбаясь и подмигивая дружкам, сказал, что ни на какие сходки они не пойдут, что им хорошо и на вечорке. Тогда поднялся со скамьи и заговорил приезжий молодой человек, который оказался агитпропом Ивановского волостного комитета комсомола Косицыным. Он разъяснил, что на нервом в истории села собрании молодежи разговор будет об организации комсомольской ячейки, которая должна будет вести массовую культурно-просветительную работу среди крестьянской молодежи, одновременно и сами комсомольцы будут осваивать политграммоту и выступать застрельщиками во всех мероприятиях Советской власти.
Но лицам парией и девчат легко было заметить, что слова ивановского комсомольца вызвали у них любопытство к собранию, к каким-то переменам в жизни деревни, и многие согласились быть завтра в школе.
В тот вечер ребятам, составлявшим инициативную группу по организации комсомольской ячейки, удалось побывать еще на одной вечорке.
...И вот собрание молодежи села Константиноградовки. Откровенно говоря, явились не многие. В селе насчитывалось до трехсот дворов, а на собрании присутствовало не более шестидесяти человек. После информации Косицына о текущем моменте, в которой напоминалось о том, что прошел уже год мирной жизни после изгнания с Дальнего Востока интервентов и белогвардейцев. Рабочие и крестьяне в мирных условиях заняты восстановлением народного хозяйства, и что молодежи в этом деле отводится немалая роль. Присутствующим было разъяснено, что такое комсомол, его цели и задачи, когда и как начал действовать Амурский комсомол и т.д.
Следующим вечером собрались в сельсовете желающие вступить в ряды РКСМ. Четырнадцать молодых крестьян стали комсомольцами. Секретарем ячейки избрали Григория Анищенко.
Не будет преувеличением, если скажу, что в годы восстановительного периода и далее, вплоть до полного завершения сплошной коллективизации, в условиях отсутствия в селе партийной организации комсомольская ячейка, в тесной связи с сельским Советом, играла немалую роль в общественной жизни деревни. Помня заветы «Ленина, комсомольцы при непосредственном участии учительницы Луданник Елены Михайловны и секретаря сельсовета Юрченко создали кружок Политграмоты. Благодаря ощутимой моральной и финансовой помощи со стороны сельского Совета, открылась долгожданная изба-читальня. Она стала центром культурно-просветительной работы на селе. Вскоре ее посетителями были не только комсомольцы, по и несоюзная молодежь. Парни и девчата потянулись к просвещению, к культуре.
С течением времени при избе-читальне вырос многочисленный драмкружок, способный давать спектакли, инсценировки, шуточные номера. Любимым зрелищем были концерты «Шумового оркестра» и живая газета «Красная рубаха». Тесновато в зрительном зале было. «Зрителей с каждым месяцем и годом становилось все больше, и популярные раньше вечорки постепенно глохли, а затем и вовсе вышли из моды.
У активистов сцены не было хороших декораций, костюмов, грима, но был энтузиазм! Было постоянное желание развлечь молодых людей, привить им что-то хорошее. Да и самим комсомольцам нужно было расти, подавать пример. Впрочем, в драмкружке состояли и выступали на сельской сцене не только комсомольцы. Много и несоюзной молодежи охотно участвовало в пьесах и вечерах. К примеру, Саенко Константин, Бредун Константин, Коваленко Петр, Мищенко Мария, Хижняк Валентина в комсомоле не состояли, по они шли к новой жизни в ногу со временем.
...Раздвинулся занавес. Па сцене скамейка, па ней — белый фанерный щит с карикатурными изображениями русского царя, немецкого кайзера и английского Чемберлена. Но вместо их лиц видим просунутые в овальные отверстия лица своих затейников: Литвиненко Сергея, Семенова Федора и Коваленко Петра. Они под «тальянку» Заикииа Ивана исполняют забавные частушки па мотив: «Сергей-поп, Сергей- ион, Сергей дьякон и дьячок». В зале нестихаемый хохот! В конце номера затейников награждают дружными аплодисментами.
Не будет лишним сказать, что зародившаяся в далекие годы художественная самодеятельность по традиции из десятилетия в десятилетие передавалась от старших младшим.
Через всю комсомольскую жизнь красной питью проходила оборонная работа. Вместе с осовиахимовцами, а иногда и с призывниками изучали стрелковое оружие, проводили тактические занятия в полевых условиях. Практиковали ночные тревоги и походы. В 1929 году, в связи с конфликтом па Китайско-Восточной железной дороге, оборонной работе уделялось особое внимание. В субботу или в воскресенье проводились стрельбы из учебного оружия. Командирами на военных занятиях были демобилизованные красноармейцы. Больше всех работали Азаренко Мефодий и Лимаренко Михаил.
Суровым испытанием для комсомольской ячейки явились хлебозаготовительная кампания и курс на сплошную коллективизацию осенью 1929 года, вошедшего в нашу историю как год великого перелома. Архивные документы подтверждают, что и здесь Копстантиноградовский сельский Совет и комсомольцы не плохо справились с этими задачами. В областном партархиве хранится документ под названием: «Рабочая сводка Амурского окружкома ВЛКСМ к хлебозаготовкам 1929 г.».
«Ивановский район. Константипоградовская ячейка организует непрерывную лепту Красных обозов. Уже четыре обоза отправлено на ссыпной пункт, сейчас еще организует обозы. Организует перекличку на вывоз между середняцкими хозяйствами, заключили соц. договор с селом Ерковцы, послав туда своего представителя т. Щербину...».

1982 год И.Пацура


 

Главная | О проекте | О сайте | О авторе | Предисловие | Портфолио| Контакты | Гостевая
Фото | Спорт | Памятники | Мероприятия | Чёрный юмор | Предприятия | Стихи и песни | Тесты и викторины | Скачать
История района | Знаменательные даты | Район сегодня | Юбилей | Полезные ссылки

Copyright © 2003-2020 Gralkon. Александр Грабор. Все права принадлежат их владельцам!
Все кто сюда зашел, может безвозмездно смотреть, читать или же распространять материалы этого сайта, как в электронном так и в печатном виде...
Думаю это только послужит на пользу нашему селу! Активная ссылка на источник обязательна!
http://f92468c3.beget.tech/ Сайт "Ивановский район."

Пишите: gralkon@yandex.ru